Главная • Образование МЛ • Состав раздела

А.М.Тишкин - учитель 201 школы Ленинграда
Воспоминания Н.А.Дибцева, ученика 201 школы в 1960-63 гг. (6-8 классы).

С.Петров. Портрет А.М.Тишкина. 1967г.
В 1960 году я перевёлся в новую для меня школу № 201 в шестой класс и попал в ученики к Анатолию Маркиановичу Тишкину, преподавателю труда, рисования и черчения (лет сорока пяти). Анатолия Маркиановича я поначалу не воспринимал как военного человека, хотя все говорили, что он полковник разведки.
Вот, что он рассказывал нам на уроке рисования или черчения в 6-7 классе.

Байка о штабной разведке

В ходе второй мировой войны фашисты забросили на территорию Cоединенных Штатов Америки разведгруппу в количестве 45 человек. Это были лучшие разведчики рейха, в совершенстве знали язык, знали все тонкости местности и многое другое, что должны знать разведчики. Задача группы – сбор разведданных. И, конечно, они имели безупречные поддельные документы. Разведка США знала о десанте, но не представляла себе как на территории, где готовится крупная военная операция, и все воинские части перемешаны, можно обезвредить противника в короткие сроки.
Блестящая мысль пришла а голову одному молодому штабному работнику разведывательных служб США. Он воспользовался различием культур двух стран. Было приказано патрулям на дорогах останавливать одиночных военных и небольшие группы солдат и офицеров, задавать всем только один вопрос: кто играл в главной роли знаменитого американского фильма. Эта идея была применена на практике, и очень скоро вся группа была обезврежена.
Не обошлось без курьёза. Патруль задержал генерала. Тот, как выяснилось, не знал не только имени главного героя, но даже названия самых популярных фильмов. И хотя документы и внешний вид генерала были очень внушительные, патрульные повели его в кусты расстреливать. В последний момент начальник патруля решил подстраховаться, позвонил в штаб, и выяснилось, что, действительно, это настоящий американский генерал, который чуть не поплатился жизнью за то, что не смотрел фильмы, которые видела вся страна (слишком любил военное дело).
Я не запомнил, какими словами А.М. хвалил генерала. Не ручаюсь за некоторые слова. Вполне возможно, что А.М. говорил не "фашисты" а "германское командование разработало разведывательную операцию". Тогда я не мог различать такие тонкости…

Комментарий

Эта легенда или анекдот очень долго не наводила меня ни на какие размышления. Иногда кажется, что, будучи всё-таки, кроме всего прочего, очень мудрым человеком, А.М. специально (или не специально, что вернее) закладывал в нас крупицы знания, которые должны прорасти далеко в будущем. Например, почему, будучи полковником разведки, он не рассказал нам ни одной истории из собственной военной жизни, или о подвигах однополчан?
Наверное, прав был участник той войны Николай Николаевич Никулин, говоря в своей книге, что одни ветераны не вспоминали войну, потому, что она слишком страшна, а другим ветеранам еще не пришло время для воспоминаний…
В военной форме Анатолий Маркианович при мне появлялся в школе, кажется, раза два.

Уроки рисования

Уроки рисования запомнились тем, что они были интересными. И с какого-то момента у меня стало получаться, я делал рисунки, которые мне нравились. Пятерку по рисунку, думаю, получить было нетрудно. Трудно было стать участником выставки школьных работ. Лучшими нашими работами А.М. заполнял все стены огромного коридора на 3 этаже нашей школы.
Интерес к рисованию у меня нарастал постепенно. Это был именно интерес к рисованию, а не к учителю рисования. Все достоинства А.М. я воспринимал как должное и ничуть не восторгался ими. Теперь-то я понимаю, что решающее значение имело не то, что он преподавал, а как он это делал и какую атмосферу он создавал вокруг себя. Во время работы он не вмешивался в то, что мы делаем. Стоял в углу молча или что-то рассказывал, не связанное с заданием.
Были и разговоры об искусстве, о живописи. Я помню только, что А.М. рассуждал о Венере Милосской и о Сикстинcкой Мадонне Рафаэля. Точнее, мы все рассуждали. Очевидно, нас интересовал (меня-то точно) вопрос: что в них такого, что ими все восторгаются. Возможно, и про лунный свет в картине Куинджи "Ночь на Днепре" рассказывал он.
Нам задавалась по рисованию работа на дом. Тот, кто ничего дома не делал, не переживал - санкций никаких не было. А тем, кто хоть что-то приносил, было интересно, так как их работы показывались всему классу, по поводу каждой работы что-то говорилось.

Мастер-класс А.М.

Урок рисования, 6-7 класс. А.М. принес на занятие свои акварельные работы. Я запомнил только одну.
Очевидно, мы говорили о живописи, об акварелях…Помню только свое:
- Надо бы побольше обобщений. (точных слов не помню)
- Обобщать можно, когда знаешь, что обобщать. (может быть не "что" а "как", может быть то и другое слово вместе).
Плохо представляю себе, откуда у меня сама эта "мысль" взялась. К тому времени у меня дома не было ни одной книги, ни одного журнала по искусству. В библиотеке я брал только учебники… Неловкость от этой сцены я ощутил и осознал много позже. Акварель А.М. помню.

Плагиат "пленэрный"

Класс 6-8. Уроки рисования. Одно домашнее задание запомнилось хорошо. Осень. Надо было принести работу на пленэре. Толя Лебедев, мой одноклассник, уговорил меня съездить с ним в Озерки. Он знал те места и говорил, что есть очень красивое озеро, - второе. Это был загород. Мы поехали на трамвае. Вышли к озеру. Действительно, вид открылся волшебный. У Толи пейзаж получился замечательный. У меня – плохой.
Запомнил я этот случай ещё и потому, что Толина сестра Лида, которая училась не в нашем классе, и была на год моложе Толи, тоже получила задание принести пейзаж. С нами она не поехала, а нарисовала свой пейзаж дома, срисовывая его с работы брата.
Анатолий Маркианович сказал ей, что эту работу она сделала не сама. Лида говорила, с чистой совестью, что нет, сама.
- Что, вот этот и этот мазки ты накладывала сама?
- Сама, сама!
Но А.М. не поверил. Лебедеву это так задело, что Лида чуть позже говорила мне:
- Но я ведь точно сама рисовала. Наверное, А.М. подумал, что я не сама рисовала, потому, что я с Толиной работы срисовывала. Вот и получилось немного похоже.
Она еще долго что-то говорила в том же духе, а Толя стоял рядом и периодически вставлял: да чего уж там, срисовала, ведь…

Плагиат "станковый"

Эпизод не яркий. Но так как он произошел со мной, я его запомнил. Нам была задана на дом композиция. К сожалению, не помню точно что нам было задано. (Неужели в 7 или 8 классе школы, на уроке рисования А.М. задавал нам домашние композиции?!)
И я сделал композицию. В нашей комнате на стене висела большая картина в гипсовой раме. На ней неизвестный мне художник 19 века Visatti изобразил жанровую сценку на берегу моря. На деревянной скамье сидит, лихо подбоченясь, молодой парень и смотрит на молодую девушку. В 50 метрах от берега стоит рыболовецкий баркас. На полпути между лодкой и берегом к парочке по воде шагает старый рыбак и несет за спиной большую корзину. Я перерисовал эту картину на лист ватмана, без людей, конечно, и раскрасил, как мог. Получился берег моря с замысловатой скамейкой.
Не помню суть претензий А.М. Помню, мне пришлось врать. Он это сразу увидел и молча отошел от меня. Запомнил этот эпизод не потому, что мне было стыдно или неудобно. Запомнил в комплекте с историей о Толином пейзаже, которая не забывается, а Толин пейзаж и сейчас стоит перед глазами. Точнее не пейзаж, а колорит и крупные сочные мазки.

Спичечный коробок

Из всех работ, которые выставлялись в школе за время моего обучения, запомнилась одна – спичечный коробок. Было у нас такое задание – нарисовать спичечный коробок красками. Это была работа Димы Тишкина. Он учился не в нашем классе и может быть он был старше или младше меня на один класс. Все работы его на выставках выделялись, они были заметно лучше работ других учеников. Других его работ не помню, но спичечный коробок меня потряс. Потряс всем: рисунком, колоритом, композицией. Рядом висели коробкИ других учеников. И, наверное, для контраста, запомнился еще один коробок. (На этой выставке было коробка 3-4). Эти два коробка я смогу и сейчас воспроизвести с большой точностью. Первый коробок стоял на самой маленькой грани в полоборота, как живой, и отбрасывал мягкую тень. А ко второму надо было написать комментарий, что это коробок, а не огромный промышленный комплекс с высоты птичьего полета, с крышей зеленого цвета. (Мой коробок на выставку вообще не попал).
Тогда, конечно, коробок Димы не вызывал у меня таких восторгов, как сейчас, - поразглядывал, но не предполагал, что врежется в память.

Эпизод "игровой"

Иногда Анатолий Маркианович играл с нами. Мы - восьмиклассники, - кабинет рисования уже полностью оборудован мольбертами. Наверное, это не урок, а вечерние занятия в его изостудии, в здании, где незадолго до того было консульство США. Мы рисуем натюрморт. Черной акварелью, однотонный.
Итак, игра. Я загадываю предмет. А.М. задает вопросы, и по ответам "да" или "нет" отгадывает предмет. Количество вопросов не ограничено. Я загадал двухкопеечную монету. Мои ответы были весьма заумные. Ему не удалось отгадать. Когда он узнал отгадку, покачал головой, улыбнулся и сказал:
- И что, ты кладёшь две копейки на столик возле кровати, когда ложишься спать?
И хотя у меня и столика-то прикроватного не было, я ответил:
- Да! а может быть я нумизмат.
- Гм, конечно. Ну что ж, сыграем еще раз.
С удовольствием. Я загадал книгу стихов венгерского поэта Шандора Петефи. Как попала это книга к нам в дом на книжную полку я до сих пор не знаю. (Про все остальные книги в доме я это знаю) Я никогда про Петефи ничего не слышал. Знал только что книга красного цвета и внутри стихи.
А.М. быстро добрался до книги, до поэта, до того, что это венгерский поэт.
И очень точно помню, что он сказал:
- Ну, не знаю… (Пауза. Ему не хотелось проигрывать) Я знаю только одного венгерского поэта, Шандора Петефи.
- Так это он и есть! – воскликнул я, обрадованный. Я был уверен, что и эту загадку А.М. не отгадает.

Эпизод "психологический"

Еще более интересную историю, чем с разведчиками, рассказал нам А.М. на выпускном вечере. Как и в какой момент это происходило, не помню. Не совсем уверен, тогда ли это было. Хорошо запомнил саму историю.
А.М. взял лист бумаги, нарисовал простейшую схему:

                 Ю-2        В        Ю
        ----------------------------------------------------------
                                           ←
        ----------------------------------------------------------
                                                Д        С


- Представьте себе такую ситуацию. На берегу горной быстрой реки в домике живет Девушка. Она любит Юношу, который живет в доме на противоположном берегу реки. Юноша тоже любит Девушку. Они вместе копят деньги, собираются пожениться.
Однажды, в сильную бурю, ночью, девушке срочно захотелось увидеть Юношу. Ей показалось, что ему что-то угрожает. Она побежала к переправе через реку, но переправу буря разрушила. Тогда она побежала к Сторожу переправы, и попросила перевезти ее через реку. Сторож долго не соглашался, так как было очень опасно переправляться. За все деньги, которые были у девушки, он перевёз-таки её на другой берег.
Девушка прибежала к Юноше, и когда он узнал, что произошло, то отказался от девушки и сказал, что он не женится на ней. Тогда Девушка пошла к Вдовцу, который жил ниже по течению реки. Она рассказала свою историю Вдовцу и попросила его стать её мужем.
- С удовольствием, сказал Вдовец. Но, мне 40 лет и тебе лучше посвататься к Юноше-2, который живет ниже по течению реки, и я слышал, что он к тебе неравнодушен.
Девушка пришла к Юноше-2, а Юноша-2 сказал:
- Ты сначала пришла к одному мужчине, потом к другому, а теперь ты пришла ко мне.
Нет, я не возьму тебя в жёны.
Теперь, ребята, возьмите лист бумаги, нарисуйте 5 клеточек, - горизонтально их расположите. С одной стороны клеток поставьте знак плюс, с другой - минус и расставьте героев этой истории в порядке убывания вашей симпатии к ним. На вопросы: что это такое и зачем это надо - он не отвечал. Когда мы выполнили, А.М. сказал.
- Это психологический тест. Каждым участником этой истории двигало одно, главное свойство его характера. И в каком порядке вы расположили этих героев, таковы приоритеты вашей личности. Итак:
Девушкой двигала ЛЮБОВЬ.
Юноша на первое место ставил (РАСЧЁТ).
Сторож руководствовался (ОСТОРОЖНОСТЬЮ).
Вдовец руководствовался УМОМ.
Юноша-2 ГОРДОСТЬЮ.
Тест очаровал меня. Я не помню, видел ли, как выполнили тест другие ребята, но жалею, что сразу не записал ключевые пять слов этого теста. А запомнил я только три: ЛЮБОВЬ, УМ, ГОРДОСТЬ. ("РАСЧЁТ" и "ОСТОРОЖНОСТЬ" - мои синонимы тишкинских слов).

Комментарий

С этим тестом у меня было много интересного в дальнейшем. Я записал его чуть менее подробно лет 35-40 назад. Найду, он где-то прячется на чердаке на даче. Мне будет интересно сравнить. Но это мало что изменит: двух слов А.М. я не знаю сейчас, не знал и тогда. Специально не искал, но если попадался какой-нибудь психологический тест – записывал. Этот - самый красивый. Напечатанным он мне не попадался.

"Баркарола". Уроки труда

А.М. говорил нам, что на уроках труда мы будем делать мольберты, чтобы удобно было работать на уроках рисования. (Думаю и о художественной мастерской он тоже мечтал и говорил с нами об этом.)
Сегодня уже не помню, как я держал рубанок, как строгал-пилил какую-нибудь деревяшку. Но помню, как в 8 классе, уже в слесарной мастерской (с двумя станками), рашпилем спиливал острые края у какой-то детали. Возможно, это был металлический номерок для гардероба. И когда я недавно сказал это Валере, брату, который учился на один класс ниже, чем я, он заметил:
- Ты же понимаешь: что мы там могли настрогать и наотпиливать, мальчики 6-7 классов? Это приободрило меня, укрепило решимость рассказать, как проходили наши уроки труда.
Вот А.М. вносит в столярную мастерскую красный проигрыватель, ставит его почему-то не на первый верстак, а на верстак ровно посредине мастерской. Достает пластинку из конверта, заводит проигрыватель на 33 оборота и говорит, что мы будем слушать "Времена года" Чайковского. Наверное, он достаточно много рассказывал нам об этом цикле, о Чайковском… Все это уходило мимо меня, т.к. почва не была подготовлена. Но я всё-таки запомнил две детали, наиболее интересные.
По словам А.М., Чайковский писал "Времена года" на заказ. В конце каждого месяца он должен был приносить рукопись готовой пьесы издателю.
- Почти все пьесы написаны за 1-2 дня до истечения срока, в большом временном цейтноте. А послушайте, какие шедевры получились!
И, конечно, он нам рассказывал о каждой миниатюре. Я запомнил "Баркаролу" и "Тройку".
Мы расселись прямо на верстаки вокруг проигрывателя и слушали. Кажется, молча. Когда пластинка отзвучала и мы вставали со своих мест, Сережа, сидевший рядом со мной, указал кривым пальцем на пластинку и сказал мне:
-168 оборотов, я сосчитал. По-моему, эта фраза - доказательство того, что все сидели тихо – ему нечем было заняться, стал считать сколько раз пластинка обернется вокруг себя. Жалко, не запомнил, что я ему ответил.
У моего брата музыка П.И.Чайковского - также - самое яркое воспоминание об уроках труда. Когда он слышит "Баркаролу", он всегда вспоминает Тишкина Анатолия Маркиановича.
- Валера, ты его называл Маркиянович?
- Ты что! Только по имени отчеству.
- А мне кажется ты его называл Маркиянович.
- Если только когда с тобой говорил.

Эпизод "дознавательный"

Подозреваю, что среди женского коллектива школы А. М. пользовался особым авторитетом. На его уроках такой проблемы, как баловство – не было. 7 класс. Урок рисования (черчения). Входит А.М. Поздоровались. Сели.
- Ваш класс совершил (позавчера) недостойный поступок по отношению к [Марии Ивановне]… Совершили. Будьте добры – ответьте. Его речь была недолгой. И дальше:
- Кто из вас это сделал? Этот человек должен сейчас встать и выйти на середину класса. Конечно, тишина, никто не выходит.
- Встать. Мы встали. Дальше мы молча стояли до конца урока. Минут 40. Прозвенел звонок. А.М. взял портфель и вышел из класса. В эти 40 минут А.М. не проронил ни слова. Не помню: сидел ли он, стоял , ходил вдоль доски, куда смотрел. Мы-то все смотрели в пол…
А предыстория такова. За несколько дней до этого кто-то из нас налил в металлическую чашу светильника на потолке немного воды и бросил в воду карбида (негашеной извести). Известь задымила, завоняла и вошедшая учительница сразу убежала. Сам момент этой акции я совершенно не помню. Хотя, думаю, в классе был. Последующие разбирательства: вызовы к директору и т.д. меня обошли стороной (ввиду моей хорошей дисциплины) и, поэтому, как это все происходило, я не знаю. И спрашивать у тех, на кого падало подозрение я не решался – им было не до меня.
Почти в самом центре этого скандала оказался Толя Лебедев. Это был очень хороший мальчик, не хулиган. Решил он какой-то учительнице "отомстить", и, может быть, покрасоваться перед нами. Он излагал мне свои намерения как-то отомстить учительнице. Я его не стал переубеждать, а скорее наоборот…- только вот, узнают, родителей вызовут…Он сказал, что подумает. Подумает не о том делать это или нет, а о том, как это сделать лучше. На том и разошлись. Не помню чтобы мы еще как -то обсуждали эту тему. Я подошел к нему, когда шло расследование. Я сказал, что и я виноват, что может быть и мне пойти к директору…(В последнем не уверен. Сказать это хотел, но вряд ли сказал). И тогда он меня стал утешать и говорить, что я тут не при чём! …Толя, конечно, не рад был, что ввязался в эту авантюру… Принимал ли участие в дальнейшем расследовании А.М. я не знаю. Судя по тому, как он вел себя в классе - думаю, что нет. Толя Лебедев остался на второй год, и из-за этого проступка не в последнюю очередь. После школы я с ним связь потерял.

Двое в коридоре

Хорошо запомнил еще один момент. Единственный раз, когда никого рядом не было. В коридоре, перед столярной мастерской только я и Анатолий Маркианович. Немного поговорили, не помню о чем, очевидно о мастерской, о мольбертах, о том, что разворовали его мастерскую (мы это знали), о том, как я отдыхаю (были каникулы).
- Ну, беги, гуляй. – Улыбнулся . – Небось, тоже руку приложил к этому делу?
- Неа, я не брал,- тоже заулыбался я.
- Ну, да, не брал. Все таскали.
И я побежал радостный. Догуливать каникулы. Последнюю часть разговора запомнил хорошо, как сейчас кажется, но совершенно не обиделся тогда. А сейчас, грустно стало. Мало того, что человек бесплатно всё свободное время делает мольберты для школы, так ещё и не уберечь заготовок. Масштаб утерянного, очевидно, был такой, что даже на меня подумал. Хотя, я не представляю, кому из нас те бруски могли понадобиться. Разве что фехтовать, как на шпагах, струганными палками, а потом разбросать их по углам… Но чтобы бесследно…

Выставочное кружение

На выпускном вечере, в какой-то момент А.М. "срывает" нас из актового зала и мы бежим в конец Гродненского, в его студию. Включаем свет. Нам раздаются листочки и карандаши, и мы бегаем по выставке наших работ и отмечаем понравившиеся. На вопросы: а что это будет, отвечает, что это же для вас, для вас. Что для нас? Ну ладно. Отмечаем. Отметили. Листки тут же сгруппировали и выявили лучшие работы. И победители получили какие-то призы. Мы помогали А.М. доставать эти призы с полок его небольшого "кабинета", который находился в соседнем, смежном с рисовальным классом помещении.

ОБЖ "оттепели"

8 класс. В студии занятия заканчивались поздно. А.М. командует
- Мальчики провожают девочек.
Мы: - Да, да. Но, кажется, этими призывами не заканчивалось. Он контролировал. Я не помню, чтобы я кого-то провожал. То ли из-за того, что был второй от конца, когда выстраивались на физкультуре по росту, то ли потому, что жил на Гродненском. А смотрели – кому по пути, и – попутчик к попутчице.
Таврический сад вечерами был небезопасным местом. И мне ребята показали однажды самого крутого хулигана, которого там вечером было не обойти. Этот парень был максимум года на 2-3 старше нас, но попадаться ему и его компании не хотелось никому. До меня доходили слухи, что у кого-то из ребят в нашей школе были конфликты с теми, с Таврического сада.
Анатолий Маркианович знал этого хулигана. Значит, он опекал не только своих, из студии, но и тех школьников, кто в студию не ходили, а бегали по улицам и иногда нарывались на приключения.
Рассказал брат недавно. А.М. стоит возле школы с группой учеников. Они вернулись с этюдов. Уличная шпана прицельным ударом разбивает окно столовой - полуподвального помещения, выходившего на Гродненский переулок. Это сделано на глазах у всех и, как считает брат, специально. Разбили окно и – бежать.
- Поймать, - дает команду А.М. Побежали вдогонку, но куда там!

Индивидуальный совет

Не помню когда это было, может быть после выпускного вечера, когда мы гуляли ночью по городу.
- А тебе надо быть пособраннее, не разбрасываться… Кажется, еще он сказал, что я могу в тот момент, когда надо делать одно, делать – другое. Да, помнил всегда, но редко когда пользовался этим советом Анатолия Маркиановича.

Уроки черчения

На уроках черчения мне было интересно. Интересно разбираться с формой детали, которую чертил. Нравилась простая и четкая логика построения детали по трем проекциям. Запомнился рассказ Анатолия Макриановича о том, что если попробовать передать информацию о каком-то простом объекте не в виде чертежа, а словами, то понадобится книга в 300 страниц. 300 страниц текста и 1 страница чертежа.
А.М. очень красиво писал чертёжным шрифтом, который у нас получался кривым, косым и не так наклонённым.
- Красиво научиться писать очень просто: начинайте с буквы А, напишите её 100 раз подряд, стараясь каждую написать не хуже предыдущей. Потом переходите к букве Б. Я ни разу не воспользовался советом, ни тогда, ни после.
Карандаши у него были заточены виртуозно. Сейчас от кончика грифеля до конца конуса карандаша, который делает хорошая точилка, – 20мм. У него было миллиметров 25 и качество такое же, как у точилки. Показывал, конечно, как он это делает. Обычным бритвенным лезвием.
У меня не получалось, и я затачивал карандаши как все, ножиком, которым так красиво, конечно, не заточить. Через несколько лет я попробовал, всё-таки, бритвой заточить карандаш. Получилось неплохо, но терпения на второй раз не хватило.
А.М. научил меня передвигать угольники, (проводя параллельные линии на чертеже) не отрывая их от бумаги и перемещая не только вверх-вниз, но и вправо-влево. Времени экономит не много, но смотрится красиво.
По-моему, занятия по черчению в 8 классе проходили в помещении изостудии, за "тишкинскими" мольбертами.

Ещё вспоминается

А.М. рассказывал, что здание 201-й школы начинал строить пожилой прораб или начальник участка. У него что-то не получилось, запутался в чертежах, будто бы. Пришел молодой начальник участка и завершил строительство школы быстро и хорошо.
Ещё говорил, что в нашем мольберте 200 деталей. Хотя, может быть речь шла не о деталях, а об операциях над деталями мольберта.
Не помню, чтобы А.М. смеялся. Улыбался очень часто. Но мог быть строгим. Не представляю с кем из школьных учителей (кроме Тишкина) я мог бы разговаривать о предметах, не связанных со школой, с учёбой. С Анатолием Маркиановичем – легко.

P.S.

Мне нравилось и черчение, и рисование в школе, но больше школьной программы я не рисовал. Почти все свободное время занимала музыкальная школа – я играл на баяне.
Тем не менее, поступать решил в Архитектурный техникум на Моховой. Там уже учился Володя Чувашев, который на год был старше меня. И Анатолий Маркианович ставил его в пример нам. Альбина Дмитриевна, наш классный руководитель в 8 классе, говорила примерно о том же: - её знакомый, хороший мальчик поступил в архитектурный институт, и у него будет такая прекрасная специальность. И, казалось, думала глядя на нас: ну вам, дуракам, куда до него. (О Мухинском училище я и не мечтал, как некоторые ученики А.М.)
В Архитектурном техникуме живописи не было на экзаменах, только рисунок. Школьной подготовки по рисунку мне для поступления хватило. И теоретически я был подготовлен неплохо. На вступительных экзаменах заспорил с Мариной Яккер, которая тоже поступала и оказалась дочерью известного архитектора. Спорили: какая тень темнее – падающая или собственная. Мы рисовали трилистник. Бегали от гипсового слепка к мольбертам, размахивали руками, а потом оказалось, что говорим об одном и том же.
После поступления в техникум я не заглядывал в школу. (От моего брата А.М.Тишкин знал, конечно, где я учусь…) Больше я Анатолия Маркиановича не встретил, хотя жил совсем рядом и мимо окон его столярной мастерской проходил каждый день. Тогда я не понимал масштаба его личности. Не умел еще сравнивать и анализировать…
Брат на год больше меня общался с А.М., ездил с ним на этюды, на экскурсии, ходил регулярно в его студию. Он поступил в институт Герцена и стал преподавателем рисования и труда. Знает об А.М. больше меня. Относится к нему с огромным уважением.
Володя Чувашев после техникума закончил архитектурный факультет Академии художеств. Работает по специальности.
Толя Лебедев не знаю где сейчас.
Слава Лось, учившийся в нашем классе, делал лучшие в школе наброски. У него было свое "ноу хау" – он утыкивал лист бумаги точками, определяя контуры рисунка, после чего очень лихо и красиво делал набросок. Думаю, он творчески воспринял слова А.М. о том, что перед тем, как начинать работу, надо четко себе представлять границы рисунка. Жизнь его сложилась неблагополучно.
Павел Неделко сидел на первой парте. Он, как теперь думаю, был под впечатлением книги или фильма "Республика ШКИД" Пантелеева. Он придумывал клички всем нашим учителям. Нам это нравилось. Некоторые прижились. А вот не помню, чтобы он с Анатолием Маркиановичем это проделывал.
Саша Ширяев, сидел на последней парте; слышал, что он поступил в Мухинское училище.
Я после техникума и службы в армии закончил Архитектурный факультет ЛИСИ. Работаю по специальности.
Почему-то моих школьных рисунков не сохранилось. Дошкольные – целы.
После выпускного вечера (школа была восьмилетней) не все из нас пошли гулять по ночному городу. Тогда это еще не было традицией и привилегией выпускников школ. Была прекрасная теплая безоблачная белая ночь, безлюдный город. Помню сестер-близнецов, из параллельного класса, которые шли со мной под ручку, помню наше приподнятое настроение. (Вопрос о спиртном в те времена не посещал головы восьмиклассников.) Эту прогулку предложил А.М., он шёл рядом с нами, безмолвно.
В 1960 г. наша семья переехала с ул. Салтыкова Щедрина на Гродненский переулок. Я перешел в 201 школу из 189 (что возле кинотеатра "Спартак") в большой степени из-за того, что не знал, как выполнить задание ботанички (учительницы ботаники): засушить к 1 сентября указанные ею цветки, корешки и листики. Задание это выдавалось, как мне тогда казалось, грозным голосом… И, хотя родители спрашивали меня, а действительно ли я хочу переходить в другую школу, а не лучше ли доучиться в старой, я твердо говорил, что хочу в новую.
Новая школа была ближе к дому на 800 метров (чем старая), но для нас с братом это не было расстоянием, которое можно было хоть как-то брать в расчет. Проблемой для меня были цветки и корешки. Если б не они, скорее всего, мы остались бы учиться в 189 школе, и судьба наша с братом сложилась по-другому. Не запомнил ни имени, ни фамилии учительницы ботаники, невольно организовавшей мою учёбу у А.М.Тишкина, - дай ей, Бог, долгих лет и прекрасного здоровья…


Николай Алексеевич Дибцев. Апрель 2011 г. Санкт-Петербург

(Ред. Н.Федотов)
Москволенинград

Hosted by uCoz