Художник-такелажник (К 140-летию Ленинградского Северного завода) |
Я не хочу судьбу иную, |
Год | 1940 | 1955 | 1960 | 1962 | 1962 | 1969 |
Кол-во тыс. шт. | >100 | 59 | 40 | >50 ? | 50 ? | 120 |
Страница книги Б.М.Мальтинского | 100 | 120 | 138 | 138 | 144 | 144 |
Напряжённо выискивал в "датской" и недостаточно структурированной книге Б.М.Мальтинского цифры выпуска на ЛСЗ детских саней по годам, чтобы осознать мой тогдашний вклад в общее пролетарское дело (за прошедшие десятилетия детские сани не слишком изменились). Неожиданно наткнулся на месидж, что… Что? Вы не слышали это английское слово? Или считаете, что по-русски правильней писать "меседж"? Ну, знаете, - "я давно понимаю военный устав и под выкладкой полной не горблюсь давно…" На срочной службе в СА слово "месидж" мне вдалбливали унтеры (сержанты) в единственно возможном тогда значении - "радиограмма". Что-то мы там искали в эфире, и даже, говорят, находили – забыл, не помню. Что касается сообщения Мальтинского, то он писал (причём в двух местах книги): мол, в 1963-1976 гг. заведующей технической библиотекой ЛСЗ работала Татьяна Ивановна Лужина. Я был с ней знаком, как с библиотекарем, с 1979 г., когда пришёл начинающим архитектором во ВНИПИЭТ, где она проработала до 1993 г. В январе1994 г. Татьяна Ивановна, работая уже в читальном зале Центральной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина на Богатырском проспекте, д. 9, помогала мне провести выставку, посвящённую 75-летию поэта Н.И.Глазкова. В июне 1999 г. я с помощью Т.И.Лужиной поучаствовал двумя декоративными произведениями, повешенными в читальном зале, в праздновании 200-летия А.С.Пушкина. Солидарен с Б.М.Мальтинским в том, что необходимо отмечать добрых и культурных людей, таких как Татьяна Ивановна Лужина. (Особенно, если в их трудовых книжках много печатей, неотличимых от тех, что у тебя.) | |
Экс-заводчане ЛСЗ Татьяна Лужина и Николай Федотов в читальном зале Центральной районной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина (январь 1994 г.) | |
Непрофильная работа санями не ограничилась. В один прекрасный день меня привели в некое помещение, возвышавшееся над цехом, что-то вроде диспетчерской, откуда через внутренние окна просматривался почти весь цех. В диспетчерской был свежециклёванный дощатый пол (не меньше 20 м2). Мне было велено покрасить его оранжевой половой эмалью (выдали) с помощью имевшихся у меня кистей (максимум № 30). Предстояло испытание, предваряющее специфические армейские опыты. (В армии ходили анекдоты о мытье лестниц зубными щётками - чистейшая русофобская ложь). Но совесть в моих заводских вождях проснулась быстро, и они разыскали где-то флейц, шириной в три пальца. Пол я покрасил, - не хуже Пикассо. Первая апрельская стенгазета затевалась к Дню космонавтики, 12 апреля. По моему замыслу слово "Прогресс" вписывалось в пентаграмму, окружалось четырьмя лепестками плазмы, извергающейся из ракетных двигателей, и возносилось, разумеется, в открытый космос (см. эскиз). Парторг усмотрел в эскизе что-то своё и мрачно прокомментировал: "Прогресс, значит, улетает к чёрту…" Нового эскиза, к счастью, делать не пришлось, т.к. день космонавтики был не слишком значимым праздником, который мог не отражаться в стенгазете. Куда важнее было надвигавшееся 100-летие Владимира Ильича Ленина (22.04.1970 г.). Ленинскую тему было решено форсировать за счёт космонавтики. | |
Торец бывшего цеха № 31 (2018 г.) | Бывший административный корпус ЛСЗ (2018 г.) |
Тем не менее, в эту же пору мне подбросили забавную "халтуру": привели на заводской территории к одноэтажному зданьицу (задним умом назову его подстанцией) и велели написать чёрными буквами (высотой сантиметров 40) по жёлтой штукатурке текст, что курить возле здания "строго воспрещается" и ещё пару каких-то строк. Для меня это был первый и пока последний опыт того, что ныне именуется "стрит-арт", в изводе, культивируемом современным московским худогом по прозванию Покрас Лампас. Замечу: я творил почти на полвека раньше, но не в свете софитов, а на потаённом Ленинградском Северном заводе! А если правду говорить, следовало бы мне в упомянутом случае изготовить трафареты букв, а не мучиться каллиграфией. Празднование 100-летия В.И.Ленина в СССР было грандиозным. Для лучших трудящихся и лучших военнослужащих были отчеканены юбилейные медали. Даже мне, вернее родителям, так как я уже служил в СА, примерно через полгода после даты 22.04.1970 г., вдруг вручили юбилейную грамоту за мои прошлые успехи в Детской художественной школе! Не до каких медалей я, само собой, не дотянулся, но газету "Прогресс" оформил, как требовалось, - в твёрдых правилах соцреализма! Собственное ощущение "такелажного" творчества становилось день ото дня безрадостней. Не в идейно-политическом аспекте, а в формально-эстетическом. Что-то я делал не так, как мог бы… Сегодня, задним умом, я понимаю, что последний (в моей карьере), "первомайский", эскиз цеховой стенгазеты "Прогресс" был определённой ступенькой к постижению того, что стало в последующей жизни главным, - архитектуры. На этом эскизе виден не только прямоугольный планшет газеты, но и антураж, созданный предшественниками, - по три деревянные рейки сверху и снизу, по два горшка с цветами слева и справа. Вот ведь какой я достиг художнической матёрости. Сам-один! 11 мая 1970 г. я был уволен с Ленинградского Северного завода в связи с призывом в Советскую Армию. Эта майская дата оказалась магической: ровнёшенько через два года я был уволен из СА в запас в звании сержанта, с квалификацией радиотелеграфиста 1 класса. Редчайшее - по тем временам сказочное везенье: срочная служба (по-честному) продлилась на 11 дней меньше двух календарных лет. P.S. 4.10.20018 г. я в числе десятка пенсионеров-книголюбов присутствовал в библиотеке № 2 Приморского района СПб на поминках (официально на "беседе, посвящённой 140-летию ЛСЗ") Ленинградского Северного завода. (Как говаривал В.С.Черномырдин: "Его нет, но он имеется"). Беседу проводила библиотекарь Е.Кочнева. Я надеялся услышать что-то обнадёживающее, - вотще! Картина мира не изменилась: первая площадка (бывший "Руссо-Балт" на Ушаковской набережной), где строились легендарные "Муромцы" И.И.Сикорского, превратилась в архитектурно заурядный (уж поверьте старому зодчему) жилой комплекс с зарешёченными дворами. Цеха второй площадки (и мой 31-ый) дожидаются сноса с аналогичными последствиями. | |
Перенос памятника Л.М.Мациевича (1970-е гг.)
с привязкой к карте 1914 г. | Сквер им. Л.М.Мациевича (5.11.2018 г.) |
Уходит История! И маршируют симулякры: игрушечные У-2 в сквере им. генерала С.П.Селезнёва, гранитный обелиск возле квазиместа гибели Л.М.Мациевича, там же семь гранитных пьедесталов (более года ожидающие положенных им бюстов) с золочёными буквами, требующими правки или доказательств ошибочности сведений Бориса Моисеевича Мальтинского в части связи авиапредпринимателя и эмигранта В.А.Лебедева с заводом "Красный лётчик" (впоследствии – ЛСЗ). | |
Современное техобслуживание аэропланов на берегах озера Долгого (Сквер им. С.П.Селезнёва) 9.11.2018 г. Фотографии Н.А.Федотова | |
Литература Мальтинский Б.М. От первых аэропланов до ракет ПВО. История государственного предприятия «Ленинградский Северный завод». Санкт-Петербург: Судостроение, 2003. © Н.Федотов. Декабрь 2018 г. Москволенинград |