Главная  • Столбец МЛ • Состав раздела

    Художник-такелажник     (К 140-летию Ленинградского Северного завода)

     Я не хочу судьбу иную,
     Мне ни на что не променять
     Ту заводскую проходную,
     Что в люди вывела меня.

                        Алексей Фатьянов

      Осенью 1969 года, после окончания 64 средней школы г. Ленинграда и неудачной сдачи вступительных экзаменов на скульптурное отделение ЛВХПУ, я поступил на работу в Специальное конструкторское технологическое бюро (СКТБ) "Биофизприбор" техником-художником (с окладом 70 рублей в месяц). Выбор предприятия объяснялся просто: там работала экономистом моя мама, которая всё для меня, недоросля утрясла. Мне осталось только показать начальнику сектора промышленно-технической эстетики (СПТЭ) мои рисунки и оформить документы. Рисунки шеф пролистал без эмоций и написал на обороте одного из них карандашом текст-канву моего заявления о приёме на работу. Меня покоробило, что он выбрал для своей писанины именно акварельный портрет Людмилы Афанасьевны Сергеевой, но стерпел. Воодушевила впервые увиденная в каракулях шефа "ионийская" фамилия директора предприятия – Златорунский! (много лет спустя я случайно обнаружил его могилу на Серафимовском кладбище неподалёку от могилы доктора архитектуры В.Пилявского, у которого я учился в ЛИСИ). Чем занимался "Биофизприбор" - более- менее прочитывалось в названии.

Первые листы трудовой книжки Н.Ф.Первые листы трудовой книжки Н.Ф. Сабировская ул., дом 35
Первые листы трудовой книжки Н.Ф. Сабировская ул., дом 35

      Сектор эстетики располагался в старинном особнячке при пересечении сестрорецкой железной дороги с Чёрной речкой (современный адрес: СПб, Сабировская ул., дом 35). Сейчас особнячок совсем неплох, а в 1969 году выглядел руиной. В секторе работали примерно десять дизайнеров, большинство женщины. Доподлинно знаю, что высшее дизайнерское образование имел начальник сектора и ещё один мужчина средних лет – Владимир Демлер. Он-то и был, по моим наблюдениям, генератором всех художественно-конструкторских идей. Несколько девушек-дизайнеров пока только учились в "Мухе" на вечернем отделении. Ну а я был самым неумелым, а посему, удел мой заключался в написании многочисленных объявлений. В те далёкие от нас времена художники-оформители, вроде меня, чаще всего заменяли компьютер с принтером, выводя от руки крупные "печатные" буквы. Однажды Володя Демлер, увидев, как я старался над рисованием очередного текста, сказал мне, что не следует относиться к объявлению так, будто это "графическая работа". Урок мастера был с благодарностью "намотан на ус". Художники-конструкторы СПТЭ (по-нынешнему дизайнеры) сидели в большой просторной комнате. Там было много специальных журналов и, в частности, весьма любимый мною журнал "Декоративное искусство СССР", - россыпью за многие годы. Свободное время у меня случалось нередко, и я читал "ДИ" часами.

      К сожалению, дизайнеры частенько устраивали застолья с возлиянием. Пить крепкие напитки, как истинные художники, я тогда ещё не умел, приходилось учиться. Володя и тут был лидер.

      Всем окружающим было ясно, что я человек временный и в ближайшие месяцы отправлюсь на службу в Советскую Армию (СА). При первой же надобности меня "бросили в прорыв" на производственный участок, взамен выбывшей маркировщицы. Участок размещался в другом здании. Мне дали пару десятков одинаковых плат для радиодеталей без маркировки и один образец с маркировкой. Я должен был по образцу покрыть все двадцать плат непонятными мне буквами и цифрами, которых было приблизительно три десятка на плату. Знаки писались на рыжей пластмассе рейсфедером, белой нитрокраской. Смывались, как и в наши дни, ацетоном. После того как я всё написал, платы направили в отдел технического контроля (ОТК), откуда немалое количество их вернулось ко мне с меловыми птичками на местах пропущенных мною символов. Пришлось доделывать и опять сдавать в ОТК.

      Потом приносили новые заготовки, и всё повторялось. Таким трудом я занимался не меньше недели, даже не заходя в свой корпус СПТЭ.

      Мою карьеру техника-художника вскоре оборвала повестка о призыве на срочную военную службу. В райвоенкомате мне заблаговременно было объявлено, что буду служить в железнодорожных войсках, пройдя для начала сержантскую школу. По моему разумению, это значило, что предстоит участвовать в великом строительстве БАМа… Но судьба распорядилась иначе: когда я, широко отпраздновав со своими одноклассниками по "просто школе" и вечерней Художественной школе свой неожиданный для многих уход в армию, прибыл с вещами на призывной пункт, меня в числе ещё пяти человек (примерно из полуста) без объяснений отправили домой с трогательным обещанием призвать следующей весной.

      Рассказал всё родителям. Опять устраиваться на работу в "Биофизприбор"?.. Как-то уже не хотелось. Отец постановил, что полгода можно мне не работать, но усиленно совершенствоваться в искусстве. Я был рад усовершенствоваться, но мои друзья, как один, стали студентами разных вузов и вели достаточно свободную жизнь. После Нового 1970 года отец заметил, что я "праздную" (почти как настоящий художник) со всеми приятелями по очереди второй уже месяц, и твёрдо приказал: "Иди-ка поработай!"

      В середине февраля 1970 года я отправился в районное бюро по трудоустройству населения, размещавшееся тогда в бывшем (и в будущем) здании Александро-Невской часовни на углу Большого проспекта Петроградской стороны и проспекта Добролюбова. Там спросили, кем работал, что и как, кем хочу работать. - Хочу художником, но не на старом месте. – Художники нам не нужны… попробуйте обратиться на Северный завод в отдел кадров, близко от вас, может, что-то найдётся. Мне был известен Северный завод на Ушаковской набережной, в получасе ходьбы от моего дома. Чем конкретно занимались на этом предприятии, я не знал, - знал, что машиностроением. На следующий день прибыл туда, но мне заявили, что отдел кадров находится на "второй площадке" у железнодорожной станции "Новая деревня". Пройтись пешочком от первой до второй площадки ЛСЗ (2 км) тогда для меня не составляло труда.

Александро-Невская часовня 4-5 листы трудовой книжки Н.Ф.
В 1970 году в здании часовни размещалось
бюро по трудоустройству населения
Записи в трудовой книжке Н.Ф. о работе на ЛСЗ

      Вот я и там. Кадровики встретили вполне доброжелательно, несмотря на явно вырисовывавшуюся перспективу обзавестись, как тогда говорилось, "летуном", т.е. работником, часто меняющим места деятельности. Художник-оформитель почему-то был нужен 31-му цеху. Мне сразу сказали, что должности "художник" в цехе нет, поэтому числиться я буду такелажником 4 разряда с окладом 115 рублей в месяц. Заниматься буду оформительской работой под началом парторга цеха. Забрали мою трудовую книжку, выписали пропуск. 17 февраля 1970 года началась моя по-настоящему самостоятельная, заводская, пролетарская жизнь, прославленная в своих типических чертах советской литературой.

      Первое, что запомнилось, - ранний подъём утром: моя смена начиналась, если не вру, в 6:30. (В предыдущей конторе, всяко после 8:00). Свой шкафчик в бытовке, переодевание в рабочую одежду. Как называлась комната, в которой предстояло "творить"? Профком? цехком?.. не припомню. Сам цех был довольно большим краснокирпичным зданием, стоявшим сразу за центральной проходной второй площадки (а другие-то проходные были? Не знаю.) Я тогда ещё не собирался быть зодчим, поэтому совершенно не запомнил планировку здания, но, скорее всего, пристроенный к одноэтажному цеху административно-бытовой корпус уже тогда был трёхэтажным. Сегодня он ещё виден с моста над железнодорожной платформой "Новая деревня", но всё ближе час, когда дважды орденоносный завод, осенённый именами гениев воздухоплавания (как и прерывания нежелательного воздухоплавания), исчезнет с лица Земли!

      Вознамерившись писать этот "мемуар", я ознакомился с историей Ленинградского Северного завода по книге Б.М.Мальтинского "От первых аэропланов до ракет ПВО" (2003 г.), где сказано, что мой цех был построен в 1938 году (стр. 248).

Схема расположения зданий завода в 1970 г. Мемориальная доска И.И.Сикорскому
Схема расположения зданий завода в 1970 г.
и позднейших украшений на этих зданиях
Мемориальная доска И.И.Сикорскому
на здании проходной (установлена в 1998 г.)


Значок к 120-летию ЛСЗ
Макеты орденов ЛСЗ
Значок к 120-летию ЛСЗ Макеты орденов ЛСЗ (после 1978 г.)

      В 1970 году в цехе № 31 - первом на ЛСЗ цехе "Коммунистического труда" - выпускалась по праздникам стенгазета "Прогресс", - "орган партийной, комсомольской и профсоюзной организаций". Эта стенгазета была главной точкой приложения сил цехового художника-такелажника. Курировавший меня парторг назначал даты-поводы для очередных газет, "выбивал" из рабочих заметки, вручал их мне, после чего требовал на согласование эскиз предстоящего выпуска стенгазеты. Эскизы я делал в блокнотике 10х14 см., мелкие и маловразумительные. По примеру своего отца-учёного бумажки я в те времена хранил, чудом сохранились и эти эскизы.

Эскиз "Прогресса" к 08.03.70 г. Эскиз "Прогресса" к 12.04.70 г.
Н.Федотов. Эскиз "Прогресса" к 08.03.70 г. Н.Федотов. Эскиз "Прогресса" к 12.04.70 г.
(не реализован)
Эскиз "Прогресса" к 22.04.70 г. Эскиз "Прогресса" к 01.05.70 г.
Н.Федотов. Эскиз "Прогресса" к 22.04.70 г. Н.Федотов. Эскиз "Прогресса" к 01.05.70 г.

      Стенгазета "Прогресс" имела размеры приблизительно 1,5х1 м и склеивалась из 4-х листов рисовальной бумаги формата А1. В те годы дальние, глухие, "в сердцах царили сон и мгла…", то бишь, я хотел сказать, для склейки бумаги в цехе № 31 ЛСЗ использовали силикатный канцелярский клей, который совсем "не дружил" с имевшимися там водяными красками типа акварель и гуашь. То обстоятельство, что точно по центру газеты сходились крест-накрест два шва внахлёст, т.е. 4 слоя бумаги на силикатном клее, требовало от исполнителя "высшего пилотажа", а чего ещё ждать от работника авиапрома (как оказалось, я трудился тогда по этому ведомству). Зато 115 рублей жалованья - это не 70.

      Первая моя стенгазета (к празднику 8 марта) была выполнена, как мне казалось, в изысканной гармонии: жёлтый – чёрный – зелёный - белый. Женские активистки, однако, встретили произведение критикой: мрачновато, мол.

      А вот как выглядел, к примеру, подлинный, необработанный текст исполненного мною в марте 1970 г. рядового объявления: "Внимание, 15 марта в 1100 в посёлке Мельничный ручей состоятся лыжные соревнования на первенство Л.С.З. Мужчины – 5 км, женщины – 3 км. Сбор членов команды и зрителей с 8 ч. до 8 часов 20 мин. на Финляндском вокзале у паровоза В.И.Ленина. Для получения лыж иметь при себе паспорт. Цехком".

      В конце не то февраля, не то марта… (пусть марта, - конец квартала) меня сослали поработать в цехе не по своей специальности, а на участке детских саней. Я не очень-то знал о производственной деятельности участков цеха, редко бывал в его просторных помещениях, но слышал на каких-то собраниях, что "ширпотреб" выпускали участки детских саней и детских (педальных) автомобилей. Главный же производственный участок носил таинственное название "участок крыла". Через 30 лет Б.М.Мальтинский поведал миру в своей книге, что на ЛСЗ в то время изготавливались управляемые ракеты ПВО, а ещё через 15 лет и я, наконец, добрался до этих сведений. Но какие у тех ракет были крылья, и были ли они вообще, - осталось для меня тайной.

ППроходная ЛСЗ 2018 г.
Здание с проходной ЛСЗ 2018 г. (Мемориальной доске 20 лет)

      На участке детских саней мне поручили нехитрую работу – привинчивать к саням спинки. Левой рукой я брал из штабеля санки без спинки, правой – спинку, вставлял спинку двумя крючками и винтом в 3 отверстия саней, надевал на винт гайку-барашек и закручивал её электродрелью со специальной насадкой. Дело шло "на автомате", пока, вдруг, спинка ни отказывалась садиться на сани из-за отсутствия в санях отверстий. Вспомнив, как ОТК "Биофизприбора" возвращал мне мои некондиционные платы, я с пониманием отставлял в сторону изделие собрата-мыслителя и устремлял взгляд на соседний участок, где "сходили с конвейера" небесного цвета педальные авто для детей богатеньких родителей.

Выпуск на ЛСЗ детских саней по годам (по Б.М.Мальтинскому).

Год 1940 1955 1960 1962 1962 1969
Кол-во тыс. шт. >100 59 40 >50  ? 50  ? 120
Страница книги
Б.М.Мальтинского
100 120 138 138 144 144

      Напряжённо выискивал в "датской" и недостаточно структурированной книге Б.М.Мальтинского цифры выпуска на ЛСЗ детских саней по годам, чтобы осознать мой тогдашний вклад в общее пролетарское дело (за прошедшие десятилетия детские сани не слишком изменились). Неожиданно наткнулся на месидж, что…

      Что? Вы не слышали это английское слово? Или считаете, что по-русски правильней писать "меседж"? Ну, знаете, - "я давно понимаю военный устав и под выкладкой полной не горблюсь давно…" На срочной службе в СА слово "месидж" мне вдалбливали унтеры (сержанты) в единственно возможном тогда значении - "радиограмма". Что-то мы там искали в эфире, и даже, говорят, находили – забыл, не помню.

      Что касается сообщения Мальтинского, то он писал (причём в двух местах книги): мол, в 1963-1976 гг. заведующей технической библиотекой ЛСЗ работала Татьяна Ивановна Лужина. Я был с ней знаком, как с библиотекарем, с 1979 г., когда пришёл начинающим архитектором во ВНИПИЭТ, где она проработала до 1993 г. В январе1994 г. Татьяна Ивановна, работая уже в читальном зале Центральной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина на Богатырском проспекте, д. 9, помогала мне провести выставку, посвящённую 75-летию поэта Н.И.Глазкова. В июне 1999 г. я с помощью Т.И.Лужиной поучаствовал двумя декоративными произведениями, повешенными в читальном зале, в праздновании 200-летия А.С.Пушкина.

      Солидарен с Б.М.Мальтинским в том, что необходимо отмечать добрых и культурных людей, таких как Татьяна Ивановна Лужина. (Особенно, если в их трудовых книжках много печатей, неотличимых от тех, что у тебя.)

Т.Лужина и Н.Федотов
Экс-заводчане ЛСЗ Татьяна Лужина и Николай Федотов в читальном зале
Центральной районной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина (январь 1994 г.)

      Непрофильная работа санями не ограничилась. В один прекрасный день меня привели в некое помещение, возвышавшееся над цехом, что-то вроде диспетчерской, откуда через внутренние окна просматривался почти весь цех. В диспетчерской был свежециклёванный дощатый пол (не меньше 20 м2). Мне было велено покрасить его оранжевой половой эмалью (выдали) с помощью имевшихся у меня кистей (максимум № 30). Предстояло испытание, предваряющее специфические армейские опыты. (В армии ходили анекдоты о мытье лестниц зубными щётками - чистейшая русофобская ложь). Но совесть в моих заводских вождях проснулась быстро, и они разыскали где-то флейц, шириной в три пальца. Пол я покрасил, - не хуже Пикассо.

      Первая апрельская стенгазета затевалась к Дню космонавтики, 12 апреля. По моему замыслу слово "Прогресс" вписывалось в пентаграмму, окружалось четырьмя лепестками плазмы, извергающейся из ракетных двигателей, и возносилось, разумеется, в открытый космос (см. эскиз). Парторг усмотрел в эскизе что-то своё и мрачно прокомментировал: "Прогресс, значит, улетает к чёрту…" Нового эскиза, к счастью, делать не пришлось, т.к. день космонавтики был не слишком значимым праздником, который мог не отражаться в стенгазете. Куда важнее было надвигавшееся 100-летие Владимира Ильича Ленина (22.04.1970 г.). Ленинскую тему было решено форсировать за счёт космонавтики.

Торец цеха 31 АБК ЛСЗ
Торец бывшего цеха № 31 (2018 г.) Бывший административный корпус ЛСЗ (2018 г.)

      Тем не менее, в эту же пору мне подбросили забавную "халтуру": привели на заводской территории к одноэтажному зданьицу (задним умом назову его подстанцией) и велели написать чёрными буквами (высотой сантиметров 40) по жёлтой штукатурке текст, что курить возле здания "строго воспрещается" и ещё пару каких-то строк.

      Для меня это был первый и пока последний опыт того, что ныне именуется "стрит-арт", в изводе, культивируемом современным московским худогом по прозванию Покрас Лампас. Замечу: я творил почти на полвека раньше, но не в свете софитов, а на потаённом Ленинградском Северном заводе! А если правду говорить, следовало бы мне в упомянутом случае изготовить трафареты букв, а не мучиться каллиграфией.

      Празднование 100-летия В.И.Ленина в СССР было грандиозным. Для лучших трудящихся и лучших военнослужащих были отчеканены юбилейные медали. Даже мне, вернее родителям, так как я уже служил в СА, примерно через полгода после даты 22.04.1970 г., вдруг вручили юбилейную грамоту за мои прошлые успехи в Детской художественной школе! Не до каких медалей я, само собой, не дотянулся, но газету "Прогресс" оформил, как требовалось, - в твёрдых правилах соцреализма!

      Собственное ощущение "такелажного" творчества становилось день ото дня безрадостней. Не в идейно-политическом аспекте, а в формально-эстетическом. Что-то я делал не так, как мог бы… Сегодня, задним умом, я понимаю, что последний (в моей карьере), "первомайский", эскиз цеховой стенгазеты "Прогресс" был определённой ступенькой к постижению того, что стало в последующей жизни главным, - архитектуры. На этом эскизе виден не только прямоугольный планшет газеты, но и антураж, созданный предшественниками, - по три деревянные рейки сверху и снизу, по два горшка с цветами слева и справа. Вот ведь какой я достиг художнической матёрости. Сам-один!

      11 мая 1970 г. я был уволен с Ленинградского Северного завода в связи с призывом в Советскую Армию. Эта майская дата оказалась магической: ровнёшенько через два года я был уволен из СА в запас в звании сержанта, с квалификацией радиотелеграфиста 1 класса. Редчайшее - по тем временам сказочное везенье: срочная служба (по-честному) продлилась на 11 дней меньше двух календарных лет.

      P.S. 4.10.20018 г. я в числе десятка пенсионеров-книголюбов присутствовал в библиотеке № 2 Приморского района СПб на поминках (официально на "беседе, посвящённой 140-летию ЛСЗ") Ленинградского Северного завода. (Как говаривал В.С.Черномырдин: "Его нет, но он имеется"). Беседу проводила библиотекарь Е.Кочнева. Я надеялся услышать что-то обнадёживающее, - вотще! Картина мира не изменилась: первая площадка (бывший "Руссо-Балт" на Ушаковской набережной), где строились легендарные "Муромцы" И.И.Сикорского, превратилась в архитектурно заурядный (уж поверьте старому зодчему) жилой комплекс с зарешёченными дворами. Цеха второй площадки (и мой 31-ый) дожидаются сноса с аналогичными последствиями.

Перенос памятника Л.М.Мациевича Сквер им. Л.М.Мациевича
Перенос памятника Л.М.Мациевича (1970-е гг.)
с привязкой к карте 1914 г.
Сквер им. Л.М.Мациевича (5.11.2018 г.)

     Уходит История! И маршируют симулякры: игрушечные У-2 в сквере им. генерала С.П.Селезнёва, гранитный обелиск возле квазиместа гибели Л.М.Мациевича, там же семь гранитных пьедесталов (более года ожидающие положенных им бюстов) с золочёными буквами, требующими правки или доказательств ошибочности сведений Бориса Моисеевича Мальтинского в части связи авиапредпринимателя и эмигранта В.А.Лебедева с заводом "Красный лётчик" (впоследствии – ЛСЗ).

Демонтаж пропеллера Транспортировка пропеллера
Современное техобслуживание аэропланов на берегах озера Долгого
(Сквер им. С.П.Селезнёва) 9.11.2018 г. Фотографии Н.А.Федотова
Литература

Мальтинский Б.М. От первых аэропланов до ракет ПВО. История государственного предприятия «Ленинградский Северный завод». Санкт-Петербург: Судостроение, 2003.


© Н.Федотов. Декабрь 2018 г.
Москволенинград