Главная • Столбец МЛ • Состав раздела

Памяти Д.А.Пригова (5.11.1940-16.7.2007)
Иосиф и Дмитрий

Н.Федотов.Композиция "Иосиф и Дмитрий" (1995г.)
Кто такой Дмитрий Александрович Пригов в общих чертах известно всем культурным россиянам. Если бы в МЛ существовал обычай назначать почётных граждан, то Д.А.Пригов стал бы одним из первых, - он наш Микеланджело! Зураб Церетели! А то и Геннадий Алексеев!
Когда в одном деятеле МЛ концентрируется столько разных талантов, совершенно стушёвывается вопрос кто сильнее - Москва или Петербург (сильнее - МЛ)!
Мне некоторое время казалось, что московская изящная словестность поинтересней питерской, зато питерские визуальные искусства - потектоничнее московских. Но это ведь как посмотреть.
Только-только, в связи с 75-летием, я вспоминал Г.Алексеева - поэта, художника, архитектора (про себя называя его питерским Приговым), а тут сам Дмитрий Александрович печальным образом возглавил новостную ленту.
По возрастному показателю всё-таки Пригов - московский Алексеев, но стоит ли вообще их сравнивать? В интересах МЛ - стоит! А что их объединяет? Во-первых, писание стихов ежедневно и в придачу неоднократно; во-вторых, параллельное писательству графическое творчество; в-третьих, служба по архитектурному ведомству; в-четвёртых, увлечение музыкой; в-пятых, артистическая экзальтация...

Автограф 
Д.А.Пригова. 1994г.
Автограф Д.А.Пригова. 1994г.

Да, у каждого из этих художников-поэтов своё неповторимое лицо, но не только мною замечено, что они писали стихов несколько больше, чем в силах "переварить" их читатель.
А то, что графические серии обоих мастеров представляют собой последовательную разработку неких "фирменных" приёмов, может сегодня быть проверено и широкой общественностью, благодаря недавнему выходу в издательстве "Геликон плюс" (2006г.) "Избранных стихотворений" Г.Алексеева с шестнадцатью репродукциями картин поэта. (Графическое наследие Д.А.Пригова широко представлено в Сети и многочисленных печатных изданиях.)
На мой взгляд, в изобразительном творчестве сравниваемых поэтов заметно пристрастие к архитектурно-театральному выстраиванию композиции, к религиозному символизму, музыкальной гармонизации, рафинированности приёма. Хотя сегодня эстетство едва ли в цене.
Я бы, пожалуй, сказал, что наиболее уязвимым местом обоих творцов является секуляризм, но Д.А.Пригов с патриаршего благословения был удостоен погребения по столь высокому православному статусу, что мне, грешному москволенинградцу, только и остаётся, что поумолкнуть на время.

© Н.Федотов. Июль 2007г.
Москволенинград

Hosted by uCoz