Главная • Искусство МЛ • Состав раздела

Скульптор Игорь Иванович Павлов  (1936-2001)

Когда мы с Орловым в Калуге лепили
Рельеф, там солдаты у нас уходили
А малые детки глядели им вслед
Маленькие такие
С Орловым любили мы то что лепили
И между собою любовно шутили:
Идеологический вот мол объект
Под самое же завершение вещи
Дело было, помню
Одна из живых там случившихся женщин
Застыла при виде дитяти лепного
И молвила тихо: Вот мне бы такого!
И был словно из-под земли этот глас
И члены все одеревенели у нас
Вот так мы искусством играем, бывает
А народ, Орлов
Искусство серьезно-таки понимает
Недвусмысленно

Пригов Дмитрий Александрович
Написанное с 1975 по 1989. - М.:
Новое литературное обозрение, 1997. (стр. 103)


И.И.Павлов, Л.В.Аристов, В.И.Чеклин. Памятник работникам комбината им. Э.Тельмана в г.Ленинграде. Гранит, бронза, 
1975 г.
И.И.Павлов, Л.В.Аристов, В.И.Чеклин. Памятник работникам комбината им. Э.Тельмана в г.Ленинграде. Гранит, бронза, 
1975 г.       Мне представляется, что московский ваятель-поэт Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007г.), как никто иной, понимал сложные ощущения, переживаемые советскими скульпторами- монументалистами, и убедительно раскрыл их в своих беспримерных и я бы сказал многоглагольных стихотворениях.
      На 1975 год, год 30-летия Победы, пришёлся расцвет совместного творчества двух ленинградских скульпторов, казалось, не имевших шансов для взаимного сближения – тридцатидевятилетнего "мухинца" Игоря Ивановича Павлова и двадцатидевятилетнего "репинца" Леонида Викторовича Аристова. Образованию тандема, по воспоминаниям Л.В.Аристова, способствовало то, что И.И.Павлов имел весьма просторную мастерскую, а сам Аристов преуспел в деле добычи солидных заказов. Эту мастерскую Павлова я посещал два раза и свидетельствую, что она была удобна: основное помещение было спроектировано "двусветным" (т.е. занимало по высоте два этажа – первый и подвальный) в жилом "сталинском" доме по Яковлевскому переулку, близ Московского проспекта, застроенного зодчими с максимальным по тем временам пафосом. Помещение это первоначально было угольной котельной, которая со временем утратила актуальность, Игорь "отцарапал" её у местной власти, а его младший брат Виктор, офицер, привёл взвод солдатиков, осуществивших вынос металлолома, бывшего прежде котлами. Учитывая, что на верхнем уровне имелись "бытовки", мастерская получилась что надо. Я в те времена ещё не знал нужды анализировать архитектурные решения, но, думаю, что основное помещение имело размеры в плане примерно 12х18 м и высоту приблизительно 5,5 м.
И.И.Павлов, Л.В.Аристов. Памятник работникам комбината им. Э.Тельмана в г.Ленинграде. Гранит, бронза, 1975 г.
      С Игорем Ивановичем Павловым я познакомился в 1964 году в тишкинской ДХШ, в доме №4 по Гродненскому переулку. В этой вечерней школе Игорь Иванович преподавал лепку, а днём сам учился на 3-м курсе скульптурного отделения ЛВХПУ им. Мухиной.
      Со слов Игоря Ивановича знаю, что до поступления в "Муху" он пару лет проучился скульптуре в среднем училище им. В.Серова (сейчас Н.Рериха), которое бросил, якобы, почувствовав, что зря теряет там время (впоследствии Павлов сам преподавал в училище В.Серова лепку и рисунок).
      Каким образом Игорь внедрился в тишкинскую ДХШ, он мне так и не сказал, но работал он в ней едва ли не со дня её основания – 26.8.1963 г. До встречи с Игорем Павловым я практически не имел дела с учителями-мужчинами, поэтому с энтузиазмом впитывал его учение. С учениками Игорь Иванович был доброжелателен, терпеливо и подробно растолковывал им, что такое хорошо и что такое плохо в деле ваяния. Работы оценивал строго, спуску не давал. Первое задание по лепке, которое он предложил нашей 13 группе, был натюрморт из гипсового кубика и парафинового яблока, после чего последовала копия с гипсового акантового листа. Так я познакомился со скульптурной глиной. От Игоря Павлова узнал слова: стек, плинт, глаголь и т.п. О моих ученических и бытовых наблюдениях за Игорем я поведал в "Истории Петербурга" N6 (40) 2007, а на сей раз постараюсь в большей мере осветить его скульптурное творчество.
      Обозрим три монумента, рождённых в Яковлевском переулке Ленинграда 1970-х.
      1. Памятник ополченцам с комбината тонких технических сукон им. Э.Тельмана был отлит из бронзы, как рассказал мне Леонид Аристов, в собственной литейной мастерской этого комбината. Качество поверхности, разумеется, получилось вполне "суконным", и ваятели-авторы вынуждены были прочеканить каждый сантиметр бронзовых элементов композиции.
      2.Одновременно с памятником ополченцам тандем трудился над памятником железнодорожникам-участникам ВОВ, возведённым на территории станции Предпортовой на окраине Ленинграда.
      3. Также в 1975 году был завершён совместный монумент "Броня" на станции Ладожское Озеро под Ленинградом.

Скульпторы И.И.Павлов, Л.В.Аристов. Памятник железнодорожникам, участникам 
Великой Отечественной войны. Бетон, 1975 г.
      Памятник железнодорожникам был выполнен из бетона с тонировкой под гранит. На сегодняшний день тонировка стёрлась, а сам монумент оказался заслонён выросшими посадками из берёз и голубых елей. По словам Л.В.Аристова, монумент – "с секретом": ваятели запечатлели среди персонажей друг друга – Аристов слепил Павлова в образе путевого обходчика, а Павлов - Аристова в образе партизана, разбирающего рельсовый путь. Что касается пластического решения монумента, то оно представляется традиционным для тех лет – рельефы артикулируют тектонику бетонных блоков.

Скульпторы И.И.Павлов, Л.В.Аристов. Памятник железнодорожникам. Бетон, 1975 г.     

Скульптор И.И.Павлов. Партизан, похожий на Л.В.Аристова. Бетон, 1975 г.      Скульптор Л.В.Аристов. Обходчик, похожий на И.И.Павлова. Бетон, 1975 г.

Скульпторы И.И.Павлов, Л.В.Аристов. Памятник железнодорожникам. Бетон, 1975 г.

      Более новаторским получился монумент "Броня", сваренный из стальных листов толщиной от 20 до 60 мм. Он поставлен на усечённую гранитную пирамиду, на лицевой грани которой была размещена металлическая табличка с текстом: "Сталь можно согнуть, человеческую волю - никогда". Высота пьедестала ∼1м, высота скульптуры ∼3м. Масса металла ∼2.5т. Для изготовления монумента использовались, будто бы, обломки настоящих погибших военных кораблей. Памятник выполнен посредством ручной дуговой сварки на худфондовском комбинате ДПИиС по адресу: пр. Мориса Тореза, 104 и доставлен в готовом виде на станцию Ладожское Озеро. До недавнего времени он был ещё в хорошем состоянии, за исключением утраченной надписи про несгибаемость человеческой воли (ритуальный вандализм?).

Скульпторы И.И.Павлов, Л.В.Аристов. Броня. Гранит, сталь, 1975 г.

Скульпторы И.И.Павлов, Л.В.Аристов. Броня. Гранит, сталь, 1975 г.

      Зелёный пояс Славы, частью которого является монумент "Броня", возник, по легенде, волею народа, в результате инициативы снизу (застрельщик – поэт Михаил Дудин). Часть проектной и художнической работы выполнялась бесплатно, как дань подвигу защитников города-героя Ленинграда. А там, где денежный дождь не лился, а изредка капал, идеологический контроль, похоже, осуществлялся без фанатизма. Благодаря этому возникли весьма неоднозначные художественные произведения, к которым я бы отнёс в первую очередь работу К.Симуна "Разорванное кольцо" и И.Павлова-Л.Аристова "Броня". К.Симун, на мой взгляд незадумчиво, скомпрометировал своё "кольцо" на недавней (по случаю своего 80-летия) выставке в Доме художника (СПб) откровенным постмодернистским стёбом, использовав свой же "героический" мотив в решении спинок кровати и в других неподобающих местах.

Скульпторы И.И.Павлов, Л.В.Аристов. Броня. Гранит, сталь, 1975 г.

Скульпторы И.И.Павлов, Л.В.Аристов. Броня. Гранит, сталь, 1975 г.

      Монумент "Броня" (1975 г.) мне видится фрондёрским формальным экспериментом ваятелей академической выучки, осуществлённым в тисках идеологизированной нормативной эстетики. Попробуем поразглядывать объект "Броня", тем более, что до сих пор он пребывал в искусственно созданной "тени". Что тут сделано противу "советских" правил? Во-первых, - откровенная абстракция; во-вторых, то, что ныне зовётся "реди-мейд", - элементы композиции в предшествующей жизни были объектами техносферы. Думаю, что это произведение обогнало ленинградское время лет на двадцать!
      Великая Отечественная война оставила глубокий след ещё в детском сознании Игоря Павлова, а по словам журналиста Е.Зуева, юный Игорь имел даже два ранения в ногу. На военную тему сделана И.Павловым в 1980 году, наряду с вышеперечисленными, но уже индивидуально, трёхфигурная композиция памятника в Ахангельске в посёлке имени Первых пятилеток, именуемом местными жителями просто "Сульфат". Не имея точных сведений, предполагаю, что скульптура выполнена из бетона. Архитектор - Валерий Иванович Чеклин (1943-2010).
      Если верить Н.Кузнецовой (архангельская газета "Правда Севера" за 11.5.1980г.), персонажи скульптурной композиции символизируют Призыв, Защиту и Победу. "Призыв", в таком случае, - матрос с поднятой рукой, "Защита" - коленопреклонённый воин в пилотке с гранатой и ручным пулемётом, а "Победа", вероятнее всего, передний солдат в каске с оружием, напоминающим ППШ.

Скульптор И.И.Павлов. Памятник героям ВОВ в Архангельске. Скульптор И.И.Павлов. Памятник героям ВОВ в Архангельске. Благодарственное письмо Соломбальского ЦБК Правлению ЛОСХа, 1980 г.

Скульптор И.И.Павлов. Памятник героям ВОВ в Архангельске. Скульптор И.И.Павлов. Памятник героям ВОВ в Архангельске. Скульптор И.И.Павлов. Памятник героям ВОВ в Архангельске. Скульптор И.И.Павлов. Памятник героям ВОВ в Архангельске.

      Но вернусь ближе к истокам творчества Игоря Ивановича Павлова. Одним из первых монументальных произведений И.Павлова, реализованных в архитектурной среде Ленинграда, был рельефный портрет Д.И.Менделеева (1962г.) на здании техникума (Хрустальная ул, 14).

Химико-технологический техникум. СПб, ул. Хрустальная, 14.

Скульптор И.И.Павлов. Портрет Д.И.Менделеева. Искусственный камень, 1962 г.

      Этот рельеф, выполненный из искусственного камня и изображающий голову учёного в профиль, размещён по оси главного входа над верхним окном, в центре надписи :"Химико-технологический техникум им. Д.И.Менделеева". Игорь Павлов в год создания этой работы был студентом первого курса ЛВХПУ, что объясняет некоторую легкомысленность размещения барельефа на неровностях фасада. Впрочем, на мой вкус, вся архитектура здания оставляет желать лучшего.
      Металлические барельефы (в 1,5 натуральной величины) работы Игоря Павлова, изображавшие людей, чьи имена носили корабли, оформляли кают-компании танкеров "В.И.Серов" (1965г.), "Василий Суриков" (1966г.). Возможно, я даже и не видел фотографий этих работ, но думаю, что они смыкаются по стилистике с портретом академика А.А.Заварзина (1969г.), который размещён в коридоре напротив входа в главный корпус Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П.Павлова (ул. Льва Толстого, 6-8) . Портреты знаменитых медиков собраны в чёткую осевую схему: в центре "круглый" вполне академически "вылизанный" бюст физиолога Ивана Петровича Павлова, справа и слева от него по два барельефа явно более позднего брутального, сурового стиля. Барельефы, изображающие профили И.И.Джанелидзе, Г.Ф.Ланга, Л.А.Орбели и А.А.Заварзина, подсвечены снизу будуарного вида трёхрожковыми бра. Есть, что улучшать, но замечу другое: Павловы – распространённая, хорошая фамилия. Тут и академик, давший имя университету, и украсивший коридор университета ваятель, и (по материнской линии) автор этих строк.

В главном здании СПбГМУ (2012г.)

Скульптор И.И.Павлов. Портрет академика А.А.Заварзина. Медь, выколотка, 1969 г.

      В этот же период (конец 1960-х, начало 1970-х) Игорь Павлов создал произведения, на мой взгляд, являющиеся его "визитной карточкой" – металлические композиции на тему стремительного движения, гонки (м.б. обусловленные его конькобежным прошлым). Я имею в виду рельеф "Джигитовка" для ленинградского ресторана "Кавказский" (1968г.), рельеф "Покорение Вахша" (1967-69гг.) на боковом фасаде здания Управления Нурекгэсстроя , рельеф-решётку "Гребцы"(1967-69гг.) в интерьере того же здания и рельеф "Эстафета" (1971г.) для спортзала Сульфатного комбината п. Кучук (Степное Озеро). В настоящее время трёхфигурная композиция "Эстафета" размещена на здании спорткомплекса в п. Благовещенка Алтайского края. (Фотография произведения выполнена председателем спорткомитета администрации п. Благовещенка П.П.Ремпелем).

Скульптор И.И.Павлов. Эстафета. Медь, выколотка, 1971 г.

      Как подавляющее большинство советских ваятелей-членов СХ, И.Павлов отдал дань Лениниане – слепил барельеф В.И.Ленина (в 6,5 н.в.) для юбилейной (1970г.) выставки "Планирование социального развития Ленинграда и области" в г. Ленинград. В одну из наших встреч 1973 года Игорь с юмором рассказывал, что при переезде из прежней своей мастерской в новую он, якобы, забыл стоявшее за дверью его творенье - гипсовую фигуру вождя стоимостью чуть ли не в автомобиль "Жигули". Павлов уверял меня, что был начальником ОТК при приёмке на заводе «Монументскульптура» главной кремлёвской статуи В.И.Ленина работы Б.Пинчука.
      Думается мне, что Игорь умел "халтурить", - работать для денег, не порывая при этом со смыслом и вкусом. О скульпторских способностях И.Павлова лестно отзывались при мне его однокашницы С.Платонова и Г.Додонова. Игорь Иванович был, на мой взгляд, одним из лучших мастеров так называемого "сурового стиля" 1960-70-х годов. Особенно ярко ваятель проявил себя в металле. "С металлом я на ты", - говорил он мне за два года до своей смерти.
      Отроческие годы (1946-1954) Игорь Павлов провёл в городе Торжке, где родились его младший брат Виктор и сестра Татьяна. Оттуда его призвали служить на флот, что сделало его биографию родственной биографиям Николая Рубцова и Василия Шукшина. Вскоре после демобилизации он оказался в Ленинграде и поступил сначала в Художественное училище им. В.А.Серова, а через два года, оставив среднее училище, поступил в ЛВХПУ им. В.И.Мухиной. На своём курсе он был одним из самых «возрастных» студентов.
      По свидетельству брата Виктора Игорь Павлов не упускал случая опробовать всякий попавшийся ему на глаза "бытовой" музыкальный инструмент: пианино, баян, гитару, балалайку, деревянные ложки и т.д. Любовью к музыке продиктованы скульптуры И.Павлова "П.И.Чайковский" (её судьбы не знаю) и "Музыканты", реализованной в танцзале корпуса 3 "Сестрорецкого курорта".
      В разговоре, особенно с женщинами, Игорь Иванович зачастую бывал нежно-сентиментален, но в пластике своих композиций, на мой взгляд, на полную мощность включал механизм самоцензуры, освоенный на худфондовских шабашках и воспроизводящий некую редуцированную монументальную художественность.

Игорь Иванович Павлов, 1999 г. Фото Н.Федотова        Скульптор И.И.Павлов. Бюст в музее РГО, бронза, 1986 г.        Скульптор А.В.Иванов. Игорь Павлов, 25 см, свинец, начало 1980-х.

      В мои юные годы Игорь Иванович огорошил меня максимой, что подпись человека должна быть красивой. После его смерти мне почему-то захотелось узнать, что представляло собой курсивное письмо и подпись самого Игоря. Наведавшись в ЦГАЛИ и секцию скульптуры Союза художников, я убедился, что писал он вполне красиво.
      Рисунков его я, сожалею, не видел, но предполагаю, что и они красивы. Игорь утверждал, что в ЛВХПУ учился у "лучшего рисовальщика" и, якобы, постиг искусство рисунка в тот момент, когда понял, "что линия – это уходящая плоскость". Ещё Игорь Иванович крайне заинтриговал меня, сообщив, что в 1970-е годы он чуть ли не с натуры вырезал на линолеуме портрет А.М.Тишкина, который предполагал найти и показать мне, да так и не отыскал.
      Красиво начиналась история его потомства – в 1968 году родился сын Даниил, в 1973 году – сын Гавриил. В замыслах предполагался и сын Иван – как удалось мне позже узнать, имена давались в соответствии с красивой сказкой Ершова "Конёк- горбунок".
      Каюсь, я в детстве недооценил этого "Конька-горбунка", а ведь в тишкинской ДХШ скульптор Андрей Иванович Хаустов любил декламировать отрывок: "У старинушки три сына:/Старший умный был детина,/Средний сын и так и сяк,/Младший вовсе был дурак.", намекая на свой семейный "расклад".
      По моим меркам, в ту пору густо было талантов в тишкинской ДХШ. Здесь учились (кто дольше, кто меньше) именитые ваятели С.Алипов, Д.Каминкер, архитекторы В.Полищук, В.Зенкевич, С.Громов, Н.Ромашкин-Тиманов, художники К.Бадмаева, Г.Бушуева (Емелина), дизайнеры Д.Бюргановский (Тишкин), В.Федотов, Т.Мухина , В.Кураков и др.
      Среди преподавателей-скульпторов была "мухинская" обойма: А.Хаустов, А.Хрящевский, Г.Джибраев, И.Павлов, С.Платонова. Была "репинская": Н.Сухорукова, В.Стамова, З.Антонычева. Но и те, и другие клялись именем А.Т.Матвеева!
      Интересно было бы оценить с сегодняшних позиций и их веру, и их художественные результаты, но боюсь, что сделай я это - некому мне поаплодировать.
      Многие скульптуры И.Павлова разошлись по градам и весям Советского Союза, многих я даже не видел. Например такие как: "В космос" (для Рубцовска Алтайского края), декоративные панно «Город» и «Сад» в актовом зале школы г.Сургут Тюменской области, гранитная фигура для фонтана в Талды-Курганском районе Алма-Атинской области и др..

Скульптор И.И.Павлов. Лес, гранит, 1978 г.        Скульптор И.И.Павлов. Лес, гранит, 1978 г.

Скульптор И.И.Павлов. Лес, гранит, 1978 г.        Скульптор И.И.Павлов. Лес, гранит, 1978 г.

Схема расположения скульптур корпуса N3        Скульптор Л.В.Аристов. Вода, гранит, 1978 г.

      Из того, что пока ещё можно увидеть в окрестностях Петербурга, я бы выделил скульптурные композиции (1978г.) в санатории "Сестрорецкий курорт", которому нынче грозит грандиозная реконструкция, способная смести с лица Земли весь синтез семидесятнических искусств с семидесятнической архитектурой ЛЕНЗНИИЭП-овской (архитекторы Э.И.Ярмолинский, М.Б.Серебровский, В.И.Чеклин, М.П.Борзенкова) выделки. Над скульптурным оформлением "Сестрорецкого курорта" Павлов и Аристов работали совместно, но с чётким разделением ролей: Игорь Павлов исполнил гранитную 5-метровую парковую скульптуру "Лес", а для интерьера - рельеф-выколотку "Музыканты" на эстраде танцзала; а Леонид Аристов - гранитную же парковую (лежачую) скульптуру "Вода", медные рельефы для интерьера столового зала, рельеф "Глухарь" на боковом фасаде танцзала. Это была последняя крупная работа тандема Павлов-Аристов, - дальше каждый пошёл своим путём. (Леонид Аристов говорил мне, что его "Вода" должна была лежать в бассейне, но, к сожалению, помещена на суше.)

Скульптор И.И.Павлов. Музыканты, медь, 1978 г.
Скульптор И.И.Павлов. Музыканты, фрагмент.    Скульптор И.И.Павлов. Музыканты, фрагмент.    Скульптор И.И.Павлов. Музыканты, фрагмент.
Скульптор И.И.Павлов. Музыканты, медь, 1978 г.

      Весьма любопытен созданный Игорем Павловым рельеф "Музыканты" (4х2м). В медную ткань рельефа "вплавлены" восемь массивных стеклянных дисков (три из них отчётливо цветные - один за плечами барабанщика и два при контрабасе), причём диск за барабанщиком имеет сейчас два "выгрыза". Рельеф вывешен на консолях на расстоянии приблизительно 30 см от стены, покрашенной в синий цвет. На изнанке рельефа смонтированы люминисцентные лампы, обеспечивающие "световую подушку" между стеной и скульптурой. Не рискну утверждать, что И.Павлов первооткрыватель включения цветных стёкол в скульптуру, но в питерской практике он, заведомо, проложил путь известному памятнику А.Нобелю работы С.Алипова и П.Шевченко.

Скульптор И.И.Павлов, архитектор А.И.Прудник. Портрет А.В.Суворова, гипс тон., 1993 г.        Скульптор И.И.Павлов, архитектор А.И.Прудник. Портрет М.И.Кутузова, гипс тон., 1993 г.

Скульптор И.И.Павлов в мастерской, 1993 г. Фото Х.Боярова

      Из дальнейших работ Игоря Ивановича Павлова могу назвать семь бронзовых бюстов учёных-географов (1986г.) для музея РГО (арх. А.И.Прудник), бюсты (гипс тонированный) полководцев А.В.Суворова и М.И.Кутузова (1993г.) для Министерства обороны РФ в Москве (арх. А.И.Прудник).
      В последние годы жизни, в конце тысячелетия, И.Павлов создал миниатюры-медали с изображениями тамбовского святителя Питирима (совместно с Я.Роменским) и писателя В.Набокова.
      Через полгода после своего 65-летия художник скончался в Санкт-Петербурге.

Игорь Иванович Павлов (Конец 1960-х)

Игорь Иванович Павлов (1993)

P.S.      В конце 2014 года мне посчастливилось разыскать в интернетовских видеороликах о городе Нуреке несколько кадров, запечатлевших горельеф "Покорение Вахша" (скульптор Игорь Павлов, 1969 г.). Наиболее чёткая из найденных мною фотографий сделана в 2010 году (автор видеопрезентации - Л.Яровая, [http://www.youtube.com/watch?v=fPMI2Pcxc3A&list=UU8a6jePq-XQc96vtssPSO6Q]), и, к сожалению, отражает поврежденье скульптуры (дыра в теле коня за пяткой всадника). Фотография 2013 года (автор видеопрезентации - В.Пронченко, [http://www.youtube.com/watch?v=huTOGuLz0aE]) - менее резкая, зато свидетельствует, что одна из лучших скульптур Игоря Ивановича Павлова - сегодня худо-бедно "залечена"...

Значок-эмблема Нурека.    Схема расположения горельефа на здании Управления НГС.    Горельеф "Покорение Вахша" на фасаде здания Управления НГС.    Горельеф "Покорение Вахша" на фасаде здания Управления НГС.

Скульптор И.И.Павлов. Покорение Вахша, медь, 1969 г.

Здание Управления Нурекгэсстроя.    Скульптор И.И.Павлов. Покорение Вахша, медь, 1969 г.

Литература

1 Владимир Еронин. Сестрорецкий курорт. Газета "Ленинградская правда" 27.12.1978 (№ 296).
2 Н.Кузнецова. Мемориал в Соломбале. Газета "Правда Севера" (Архангельск) 11.5.1980.
3 Евгений Зуев. И в гипсе, и в бронзе. Газета "Россиянин" N9, 1993.
4 Николай Федотов. Вспоминая Тишкинскую ДХШ 1960-х. Журнал "История Петербурга" N6, 2007.


Н.Федотов. Июнь 2012г., ноябрь 2014г.
Москволенинград

fomafert@yandex.ru
неНарод

Hosted by uCoz