Главная • Столбец МЛ • Состав раздела

МЛ-07 → МФ-85.    (К 100-летию питерского трамвая)
Н.Федотов. Композиция "Хвала ГОСТу"
Композиция "Хвала ГОСТу" (2004г.)
Шифр заголовка следует понимать так: Москволенинград в год 100-летия питерского трамвая возносит хвалу медному фасонному (по ГОСТ 2584-86*) проводу с площадью сечения 85 мм².
Данная страница будет посвящена раскрытию многозначительной роли медного провода МФ-85 в архитектурно-художественном пространстве МЛ.
Писалось, что Ленинград был самым трамвайным городом в мире - протяжённость его маршрутов оценивалась в 650 км.
Провод МФ-85
Провод медный фасонный МФ-85
В 1989 году мне представилась неожиданная возможность использовать этот размах в своём художественном творчестве. Наш район (сейчас метро "Комендантский проспект") бурно развивался - строились дома, продлевались трамвайные и троллейбусные маршруты. Делалось это ударно, по-советски, и в один летний день я увидел, что из земляной кучи на обочине проспекта Испытателей торчали какие-то красные прутья нерастительного происхождения.
Я приблизился к ним и рассмотрел, что это - обрезки медного провода, напоминающего в поперечнике восьмёрку. Куча располагалась вблизи пересечения трамвайного и троллейбусного маршрутов, но работы велись, скорее всего, на троллейбусной линии (N 25). Искорёженного медного провода в землю было закопано немало.(Скупки меди у населения тогда ещё не было.)

Вагон СПб конки   Посадка в ретротрамвай   Н.Федотов возле "двойки"

Что-то побудило меня прихватить домой двухметровый медный прут. Как я впоследствии установил, это был МФ-85 ГОСТ 2584-86*. Я почти уверен, что провода марки МФ используются и для троллейбусных линий, и для трамвайных, и для железнодорожных (где они сдваиваются). Для меня существенно, что эти провода стягивают, кроме всего прочего, и полюса МЛ.
Начиная с 1991 года, я регулярно использовал нарезку из МФ-85 (L ≈ 4мм) в своих декоративных композициях в качестве символа небесной выси. Случай закопки проводов считаю не характерным, - их законное место в вышине, над головой!
В первых моих работах восьмёрчатое сечение провода никак не изменялось, хотя смыслы несло разные. (Есть вещь, в которой эта восьмёрка не что иное, как изображение Медного всадника.)
Потом в памяти всплыла статья из журнала "Изобретатель и рационализатор", где пропагандировалось изобретение офицера-инженера К.П.Цветаева. Сей журнал выписывал мой отец - тоже изобретатель, доктор технических наук, отставной кап-два. Затея Цветаева заключалось в том, чтобы, диафрагмируя специальным образом лазерный луч, получать вместо круглой световой точки некие почти круглые знаки. Диковинную задачу автор изобретения даже как-то обосновывал...
Я решил пойти сходным путём - придумать систему символов, имеющих в основе контур поперечника МФ-85. Разработка этого фирменного стиля велась, увы, применительно к технологии "на колене".
Постепенно сформировались кириллица, латиница, цифирь. Возникли символы якоря, пивной кружки, лиры, птицы, бабочки, звезды, серпомолота, ракеты, черепа и др. Самая насыщенная текстом композиция называется "Палиндром" (63 буквы + 4 цифры + 3 символа = 70 знаков).Самая насыщенная символами - "Лепта" (47 букв + 6 цифр + 15 символов = 68 знаков), посвящённая А.М.Тишкину.
"По медному проводу", - именовалась моя наиболее представительная (и самая удалённая от дома) выставка в феврале-апреле 2005 года в библиотеке на Ленинском проспекте, дом 92. Мне думается, что узами из красной меди мои художества соединились с питерским и прочим небом, с трамваями, троллейбусами, электровозами и, не побоюсь этого слова, Москволенинградом.

Значок "Юный железнодорожник"   Удостоверение "Юного железнодорожника"   Удостоверение "Юного железнодорожника"   Современный петербургский трамвай

Высоко чтя поэзию Игоря Северянина, я некоторое время недоверчиво прочитывал стихи из его "Крымской трагикомедии": "А то в певучей Бордигере / Я впрыгивал лазурно в трам: / Кондуктор, певший с Кавальери / По вечерам, днём пел горам". Недавно мои сомнения развеяла питерская газета "Метро", поведавшая о кондукторе трамвая N 49, который безо всякой Лины Кавальери поёт во вверенном ему трамвайном вагоне, аккомпанируя себе на гитаре. Молодец! Я бы тоже, пожалуй, спел что-нибудь, если не горам, то хоть Игорю Васильевичу Лотарёву. В дополненье к трамвайным певцам упомяну и певца "алого трамвая" - Роальда Чарльзовича Мандельштама (1932-1961), который покоится на Красненьком кладбище в каких-нибудь ста метрах от А.М.Тишкина. А Игорю Северянину я посвятил композицию "Мороженое из сирени", приправленную одиннадцатью ломтиками медного провода МФ-85.
Библиотека на Ленинском проспекте дорога мне по нескольким причинам. Во-первых, туда меня с отцом привела Татьяна Николаевна Ладыгина - фотограф, краевед, дочь знаменитого поэта и художника Николая Ивановича Ладыгина. Во-вторых, мой отец дважды выступил в этой библиотеке со своими воспоминаниями: сперва о городе Тамбове, близ которого прожил начало жизни, потом о своей 30-летней военно-морской службе и научной работе, ставшей основанием для включения д.т.н. Александра Фёдоровича Федотова в "Тамбовскую энциклопедию" 2004 года. В-третьих, именно там я случайно увидел выставку незнакомого до той поры живописца Леонида Гавриловича Симахина, который волшебным образом оказался соратником и преемником А.М.Тишкина по изостудии в школе-интернате N 60. Л.Г.Симахин рассказал мне о последних годах человека, круто повлиявшего на мою судьбу.
Леонид Гаврилович живёт рядом с библиотекой, и она для него является как бы персональным выставочным залом, где висят его картины, подаренные библиотеке, и картины для продажи (по божеской цене).
Я счастлив, что в этой библиотеке впервые выставил свою "Лепту", свою "Хвалу ГОСТу", в которой воспета небесная сущность провода МФ-85 и в слове "твердь" просвечивает москволенинградское небо!
Извините, Константин Сергеевич, если люблю себя в трамвае больше, чем трамвай в себе, но в вековой трамвайный юбилей испытываю неподдельную грусть по поводу отступления Санкт-Петербурга аж на четвёртое место в мире по "трамвайности".

© Н.Федотов. Сентябрь 2007г.
Москволенинград

Hosted by uCoz