Главная • Архитектура МЛ • Состав раздела

Как руководить Жолтовским?

Д.Чечулин. "Жизнь и зодчество"
Четверть века назад, в солнечной Евпатории мне случилось отыскать в букинистическом хламе изданную ещё в 1978 году "Молодой гвардией" в серии "Мастера искусств - молодёжи" удивительную книжку Дмитрия Чечулина "Жизнь и зодчество". В аннотации к ней сказано: "Книга народного архитектора СССР, Героя Социалистического Труда Дмитрия Николаевича Чечулина рассказывает молодым читателям о творческом пути автора, о крупнейшем зодчем нашего времени А.В.Щусеве и его школе, о строительстве Москвы социалистической, о делах московских зодчих в наши дни..."
Мысли зодчего запечатлел на бумаге недавний директор Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П.Чехова "Мелихово" Юрий Александрович Бычков. Я же влюбился в книгу и обоих авторов едва прочтя первый абзац:
"Архитектура - это искусство красиво располагать, строить здания, приспособления, ограждающие человека от внешней среды и создающие ему удобства в производительной деятельности, быту и на отдыхе."
Дальше уже было не оторваться:
"Древняя Греция создала памятники, которые, по выражению Маркса, "продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца...... Жолтовский призывал молодёжь "ценить оптимистическую, жизнеутверждающую концепцию архитектурного организма, которая выражает вечную победу юношеского роста над силой тяготения, воплощённую в созданиях античной Греции и через Византию пришедшую в древнерусскую архитектуру и в русское народное творчество".
Мощное, неотразимое письмо! Но одно место книги мне, в те времена архитектору с пятилетним стажем работы в "почтовом ящике", показалось отступлением от правил социалистического реализма. Да, вот это место:
"С поста руководителя бывшей щусевской мастерской меня очень скоро в порядке выдвижения молодых кадров назначили начальником управления проектирования. В моем подчинении оказались Жолтовский, Гельфрейх, Фомин, Голосов, Мельников, Фридман и др. Представьте мое положение. Руководить такими известными, крупными мастерами с мировым именем, архитекторами, у которых выработалась индивидуальная система работы, сложились коллективы, уже выросли ученики, было делом крайне трудным, почти невозможным. Кто я такой для них? Мальчишка. Как, скажем, можно руководить Жолтовским? В мастерской Моссовета, которой номинально руководил, он почти не бывал. Работал в своей домашней мастерской. Принимал посетителей только после двенадцати часов ночи. Но предварительно его дочь или племянница записывали, кто хочет побеседовать с Иваном Владиславовичем и на какую тему. Предпочитал говорить о своем кумире итальянце А. Палладио, архитекторе эпохи Возрождения. Причем, встретив единомышленника, готов был разговаривать до утра. А все остальные в его приемной сидели и ждали. Вот какой самобытный был человек. И это при том, что зодчий выдающийся: мастер, глава школы, авторитет, большой художник."
Умильная картина - Москва, конец 1930-х, безупречный сталинист-зодчий Д.Н.Чечулин совершенно беззащитен перед своим подчинённым-прогульщиком (пусть и академиком) И.В.Жолтовским. Ау, дети Арбата, - вот вам полурусский полуфашизм! Почему набрали в рот воды?


Д.Н.Чечулин

И.В.Жолтовский
Д.Н.Чечулин И.В.Жолтовский


Нет, не зря я стал обладателем семикилограммового пятитомника "МАРХИ ХХ век" (Москва, 2006). В третьем томе оного (предварительно истомив многознанием московской театральной тусовки с её обязательными персонажами П.Вульф, Ф.Раневской, Т.Пельцер и др.) пишет студент МАИ 1957-1963гг. а впоследствии преподаватель этого вуза Алексей Щеглов (стр.328):
"А у Жолтовского рекомендательное письмо было. В 1919 году из Петрограда в Москву Луначарский писал Ленину: "Дорогой Владимир Ильич. Горячо рекомендую Вам едва ли не самого выдающегося русского архитектора, приобретшего всероссийское и европейское имя, - гражданина Жолтовского. Помимо своего большого художественного таланта и выдающихся знаний, он отличается еще и глубокой лояльностью по отношению к Советской власти.
Стоя далеко от политики (он беспартийный), он уже давно работает вместе с нами в качестве члена Коллегии изобразительных искусств при комиссариате просвещения. Во всех вопросах, касающихся архитектуры, художественных всякого рода ремонтов, построек и перестроек в Москве, я очень прошу Вас и вообще Советскую власть обращаться исключительно к нему в качестве советника и эксперта. Совершенно убежден, что за этот совет Вы со временем меня поблагодарите".
А.Щеглов продолжает:
"Жолтовский получил из рук вождя универсальную лицензию, наподобие той, что оказалась когда-то в руках легендарной Миледи после разговора с кардиналом Решелье. Отличие было на этот раз в том, что в ленинском документе называлось имя счастливого обладателя - "Гражданину Жолтовскому" предписывалось оказывать всяческое содействие. Через много лет этот сюжет был рассказан моей матери Ольгой Федоровной Жолтовской, супругой Ивана Владиславовича".
Таким образом, если верить господину Щеглову, основы неуправляемости И.В.Жолтовского (и, соответственно, некоторых затруднений руководящей деятельности Д.Н.Чечулина) заложили А.В.Луначарский и В.И.Ленин. Именно на первых советских наркомах лежит отныне ответственность за "жолтовские пятна" и за "уставший" карниз жилого дома на Смоленской площади.

Н.Федотов. Июнь 2009г.
Москволенинград

неНарод
Hosted by uCoz