Дом тридцати трёх львов В своём давнишнем опусе "Четвёртый двор" я высказал намерение обсудить некоторые аспекты архитектурного решения дома Пашковой (Левашовой), где находилась Тишкинская ДХШ, учеником коей я был в 1960-х. Напомню, что этот дом расположен в Санкт-Петербурге по адресу: Набережная р.Фонтанки, 18. Судьба, прямо скажем, препятствовала моей затее. Я, как ни старался, не сумел подобраться к чертежам, приписываемым А.Воронихину, хранящимся в НИМРАХ. (Отчего бы не высказать по этому поводу "признательность" сотруднице музея О.Ивановой, истовой охранительнице русской архитектуры от русских архитекторов). Нет, я не буду писать про надстройку мансарды "Петросом" и про пожар 13.11.2007 года – пусть этим занимается хоть господин М.Золотоносов в журнале "Город 812". Я просто попытаюсь рассмотреть состояние архитектурного декора здания в преддверье полувекового юбилея ДХШ №1. На сей раз обещаю не приплетать к делу А.Ахматову, так как под домом № 18 я буду понимать только трёхэтажный с четырёхколонным портиком корпус, обращённый к реке Фонтанке. Именно про это здание я написал когда-то слова, опубликованные в газете "Путь домой" № 7 (36) за 2009 год:
|
|
| "Созданная Анатолием Маркиановичем Тишкиным Детская художественная школа после его увольнения получила №1 вполне заслуженно, потому что была лучше всех - в смысле открывающихся от неё архитектурных панорам. Любимый ученик Казимира Малевича и мой учитель по архитектурному факультету ЛИСИ зодчий Лазарь Маркович Хидекель (1904-1986) в конце 1970-х годов выступал с идеей создания Ленинградского архитектурного института, да не где-нибудь, а в здании Михайловского замка, то есть прямо напротив ДХШ №1! Можно сказать, что А.М.Тишкин, окончивший всего один курс архитектурного факультета Харьковского инженерно-строительного института, в смысле захвата архитектурного плацдарма, на пике своей карьеры превзошёл великого зодчего Л.М.Хидекеля." "Так я сказал в один из дней \ И до сих пор не передумал." (Д.А.Пригов). На главном фасаде здания окна детской художественной школы занимают среднюю и левую часть третьего этажа: три окна между колоннами портика, четыре - на глади стены и три в эркере. Городской врачебно-физкультурный диспансер, занимающий б′ольшую часть дома Левашовой, долгое время не вызывал моего интереса, лишь в 2012 году я удосужился осмотреть его общественные пространства, и то вполсилы: в бассейн и другие кабинеты первого этажа проникнуть не довелось. Хорошее впечатление оставила парадная лестница, ловко подхватывающая "львиную" тему фасадов: четыре маскарона, соответствующие первым четырём лестничным площадкам (три над зеркалами и один – над дверью во второй этаж (в помещение 203,"раздевалку"). Интерьерные львиные маски по рисунку почти повторяют фасадные, но, как ни странно, выглядят более упрощённо и откровенно вынесены за пределы архивольта. Эффектно смотрелся отремонтированный "Петросом" конференц-зал (пом.209) и кабинет директора в эркере (пом.304). Но интересующих меня львов в интерьерах диспансера больше не оказалось. Итак, насчитав четыре интерьерных львиных маскарона, я подумал, что неплохо бы прибавить к ним и всех фасадных, числа которых я до тех пор не устанавливал. Надо сказать, что вопрос счёта, применительно к изящным искусствам, разные архитекторы решают по-разному. Хрестоматийным считаю пример своего учителя Геннадия Ивановича Алексеева (1932-1987г.) – не только зодчего, но и художника, и поэта писавшего в своём стихотворении:
|