Главная • Образование МЛ • Состав раздела

"...А в глубине четвёртого двора..."
(Три адреса художественной школы)

Эти стихи написаны А.Ахматовой в 1941году (сонет "Надпись на книге "Подорожник") и, по сведениям В.М.Недошивина, относятся к дому, расположенному по адресу: СПб, Наб. реки Фонтанки, 18, - дому А.В.Левашовой (Пашковой). Изображение именно этого дома предваряет очерк В.М.Недошивина "Четвёртый двор..." [1].
Фотографию арки дома 18, раскрывающейся к Михайловскому замку, мне приходилось видеть и на лестнице музея А.Ахматовой, что подтверждает некую связь дома с поэтессой. Но числительное "четвёртый" повергает меня, зодчего, в некоторое недоумение... Должен сказать, что конгломерат строений, носящих ныне номер 18 по Фонтанке, трудно поддаётся анализу. Но всё-таки можно выделить три корпуса, приемлемых для жилья: "главный" трёхэтажный корпус (памятник архитектуры, о котором, надеюсь, будет отдельный разговор), средний пятиэтажный корпус (18-Б) и глубинный четырёхэтажный корпус (18-Г), где сейчас расположен детсад "Мирт".

Схема ситуационного плана

Понятно, что если тривиально (т.е. тупо) заходить от Фонтанки, то никакого четвёртого двора из домов под номером 18 не образуется. Имеется два озеленённых двора и между ними один "транспортный". Но, если "тривиально", т.е. по трём путям, каждый из которых ведёт к храму св. Пантелеймона, (благоразумно закрыв глаза на то, что дом N 11 может быть обойдён с двух сторон) следовать от улицы ещё недавно почитаемого декабриста П.И.Пестеля, то получим сразу два озеленённых "четвёртых двора", образованных домами N 18. Не знаю, как кого, а меня это устраивает, хотя на этом месте следовало бы и попрощаться с А.Ахматовой.
Но ведь говорил поэт Н.Заболоцкий: "Прилепись паутинкой к звезде". Хоть бы и к Ахматовой.
В.Недошивин пишет, что в поисках бывшей квартиры N 28, где в 1921-23гг. жили А.Ахматова и О.Глебова-Судейкина, он карабкался по чёрным лестницам дома 18, твердя про себя некие стихи А.А.. При этом он умудрился не найти ни квартиры, ни даже дома в строгом значении этого слова...
Но в мою задачу не входит критика популяризатора Серебряного века, ему уже досталось от ахматоведа В.Г.Черных. Со временем искомое найдётся (я полагаю в южном торце нынешнего корпуса 18-Б).
Зато комнаты третьего этажа дома Пашковой, где ныне расположена Детская художественная школа (ДХШ) N 1 Центрального района Санкт-Петербурга, знают тысячи бывших её учеников и десятки работавших там художников-педагогов, не говоря уже о сегодняшних насельниках школы (им посоветую искать ахматовские следы во дворе нынешнего детсада "Мирт").

Значок участника выставки Ленинградских ДХШ 1970г. Окно лестницы ДХШ, 1989г. Вход в ДХШ, 2006г.
Значок Н.Федотова за участие в выставке Ленинградских ДХШ 1970г. Под сандриком - окно лестницы. 1989г. Под сандриком - вход в ДХШ. 2006г.

Среди многочисленных выпускников ДХШ N 1 позиционируют себя таковыми в Интернете от силы человек пять, но солидно помалкивают "тяжеловесы" - старая гвардия моего поколения. Так сказать, "Молчат в волшбе оцепенений, / Не находя ударных слов" (И.Северянин). А скорее, берегут остатки зрения и не хотят ломать голову над премудростями Сети. Меж тем, стены школы помнят и будущего лауреата премий им. Н.Пунина (ах А.А.) и С.Дягилева - чуть ли не "всемирно" известного скульптора Д.Д.Каминкера, и будущего заместителя главного архитектора Санкт-Петербурга В.Е.Полищука, и будущего ведущего художника "Гостиного Двора" Д.Ю.Мельника, да и многих других. Разумеется, в далёкие 1960-е годы нас не учили саморекламе, в ДХШ - точно не учили.
Зато позднее, на архитектурном факультете ЛИСИ, мне довелось пройти ликбез по этому предмету у незабвенного Лазаря Марковича Хидекеля (1904-1986 г.) ...
Отстранясь от борьбы за лучшие куски пирога славы, рискну утверждать, что оказался невольным свидетелем судьбоносного момента - "смены эпох" - в истории ДХШ N1. Свидетелей было немало - 587 учащихся и 16 преподавателей. Я отличился тем, что формально окончил ДХШ в июне 1969, но продолжал осенью ходить на занятия, этаким "недорослем-вольнослушателем", заглянув одним глазком из эпохи Тишкина [2] (основателя и I-го директора школы) в эпоху Курбангалиевой (II-го директора школы).

Г.В.Додонова. Портрет А.М.Тишкина Арка дома N18 по Фонтанке Кованый декор арки
Г.В.Додонова. Портрет А.М.Тишкина Арка дома N18 по ФонтанкеКованый декор арки

"Смена вех" произошла 04.08.1969 года, когда был подписан "Акт приёма [Р.А.Курбангалиевой] и сдачи [А.М.Тишкиным] Детской художественной школы Дзержинского р-на Главного управления культуры Ленинграда. (На основании приказа N 124-к от 28.07.1969г.)" [3].
Событие прошло незаметно для учащихся (были каникулы). Правду сказать, большинству учащихся директор не особенно-то и нужен! Подумаешь: сменили одного на другого, мужчину на женщину, полковника на искусствоведа (для художественной школы, вроде как, даже прогрессивно). Один отдиректорствовал 6 лет, другая - вот уже 37 лет на этом поприще. Кто более матери-истории ценен?
Как знать. Я под началом Тишкина учился 5,5 лет, под властью Курбангалиевой месяца три провёл вольным стажёром. Когда я был учеником, школа звалась не иначе как тишкинская, ведь он её создал, как ни крути.
Сегодня крутят-таки "не по-детски"!
Взять веб-страницу журнала "Русское искусство".
В 2007 году обнаруживается то же, что в 2004 году сообщалось страницей www.kop.ru/?go= cat&sho=1124 , а именно:
ДХШ N 1 была открыта в 1963 году в доме Пашковой (Наб. р. Фонтанки, 18).
Хорошо хоть за два года исчезла следующая фраза: "С 1968 г. и по настоящее время школу возглавляет искусствовед и художник, заслуженный работник культуры, ветеран труда Р.А.Курбангалиева".

Ах ты гой еси, правда-матушка!
Велика ты, правда, широка стоишь!
.............................................
Не объехать кругом тебя во сто лет,
Посмотреть на тебя - шапка валится!
(Алексей Толстой)

В конце прошлого тысячелетия, в преддверии 35-й годовщины ДХШ, я спросил у Раисы Алмазовны Курбангалиевой не собирается ли она написать мемуары. Не собиралась... Тогда я обратился с тем же вопросом к своей учительнице живописи Александре Фёдоровне Белолипецкой, чьи знания по истории ДХШ N 1 куда как обширнее моих. Не собиралась и она. Так кому же держать ответ за "Тишкину художку", как нарекло её племя младое незнакомое?

А.Ф.Белолипецкая В.В.Илюшкин, Н.А.Федотов,
Р.А.Курбангалиева. Урок композиции.
А.Ф.Белолипецкая с ученицей В.В.Илюшкин, Н.А.Федотов (гость), Р.А.Курбангалиева. Урок композиции.

Тут просится лирическое отступление. Любимый ученик Каземира Малевича, мой учитель архитектор Лазарь Хидекель в своих непринуждённых беседах со студентами архитектурного факультета ЛИСИ не раз высказывался о том, что, мол, искусство революционного периода, искусство первых лет Советской власти описано в советской литературе недостоверно. Поэтому он, справедливо считая себя творцом той эпохи, намеревался описать всё лично, как было в действительности, и "расставить всех по своим местам". "Кто что заслужил, тот то и получит!", - грозно обещал Лазарь Маркович. Однако страшный суд Л.М. Хидекеля так и не состоялся, что побуждает меня шевелиться быстрее, дабы из правдивой истории искусства не выпал ещё один любопытный кусок - из 1960-х.


Приказ N 147      [4]
Управление культуры исполкома Ленгорсовета
г. Ленинград            26 августа 1963 г.

Об открытии Детской Художественной школы в Дзержинском районе г. Ленинграда.
В соответствии с письмом Министерства культуры РСФСР от 8 августа 1963 г. N 16-30 и распоряжением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 26 августа 1963 г. N 1316-р, приказываю:
1. Открыть с 26 августа 1963 г. Детскую Художественную школу в Дзержинском районе г. Ленинграда в помещении восьмилетней школы N 201 (Гродненский переулок, д. 8/10).
2. Назначить с 26 августа 1963 г. на должность директора Детской Художественной школы в Дзержинском районе тов. Тишкина Анатолия Маркиановича.
Основание: заявление т. Тишкина А.М.
3. Отделу кадров и учебных заведений совместно со старшим инспектором отдела искусств т. Татарниковой И.П. непосредственно заниматься вопросами по организации и открытию к учебному 1963-64 году Детской Художественной школы в Дзержинском районе.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на начальника отдела кадров и учебных
заведений тов. Суханову К.В.

Начальник Управления культуры [подпись] В.Колобашкин


А всего иного пуще
Не прожить наверняка-
Без чего? Без правды сущей.
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы не была горька.
(Александр Твардовский)

Приказ N 147 относится ко времени так называемой "хрущёвской оттепели", когда в стране проходили демократические преобразования, робкие преобразования, поэтому приказы всё-таки исполнялись, хотя не всегда буквально. Вот, скажем, напишет начальник Управления культуры с прописной буквы: "Художественную школу", а на круглой печати школы - то же слово "художественная" со строчной буквы! Ну, кошмар - сумбур вместо музыки!
В январе 1964 года мои родители получили "рождественскую" открытку от неизвестного им Тишкина: "ДХШ Дзержинского р-на имеет возможность принять в 1-й класс Вашего сына Колю. Рисунки необходимо показать не позже 15 января. Подробности по телефону с 5 до 8 часов вечера. Директор школы [подпись] (Тишкин) 7 / I 64". В графе "адрес отправителя" значилось: " Л-д, Гродненский пер., д. 4. Детская художественная школа Дзержинского р-на. Тел. Ж3-10-70". В графе "адрес" было написано: " Л-д, ул. Савушкина, д. 12, кв. 17. Родителям Коли Федотова."
Получалось так, что в ДХШ Дзержинского района приглашался житель Ждановского района города Ленинграда. Явление, казалось бы, экстраординарное, но по тем временам - заурядное: в Ленинграде ещё не существовало подобных школ. В том, что ДХШ размножились, на мой взгляд, великая заслуга Анатолия Маркиановича, работавшего на посту директора с огромным энтузиазмом и размахом. Когда осенью 1969 года к тишкинской (но уже курбангалиевской) ДХШ "прислонился" N 1, то это была как бы арифметика [5]. А я скажу: "Знак качества!"
Отчего Тишкин надумал призвать под свои знамёна меня? В 1962-63 гг. я занимался в кружке рисования при Доме Пионеров Ждановского района, после чего сдавал вступительные экзамены в Среднюю Художественную школу (СХШ) при институте им. И.Е.Репина (летом 1963 года), но не прошёл по конкурсу.
Фантазия рисует картину, как суперразведчик полковник Тишкин скрытно проникает в канцелярию СХШ, располагавшуюся тогда в здании Академии Художеств, стремительно извлекает из сейфа (забыли запереть) списки абитуриентов-неудачников, спешит с ними к выходу,.. к Неве, к сфинксам... Задумчиво смотрит на противоположный берег, видит там скромное здание архитектора Д.Кваренги, помеченное на фашистских картах как объект поражения N 1 в Ленинграде [6]. Тишкин вспоминает четыре года Великой Отечественной войны, отданные (как вся его военная служба) разведке. Первый год войны - он лейтенант, второй - старлей, третий - капитан, четвёртый - майор. Ленинградский фронт, Ораниенбаумский плацдарм, Приморская оперативная группа. Прорыв 2 ударной армии в январе 1944г. Три ордена за боевые отличия (после войны ещё один - за выслугу лет). Придя домой, Анатолий Маркианович пишет и рассылает приглашения в свою вновь создаваемую ДХШ.
Конечно же, он не искал лично меня, а взял несостоявшихся сехешатиков оптом, после чего контингент ДХШ со ста человек вырос почти вдвое.
Из сегодняшнего далека А.М.Тишкин видится мне этакой птицей-мостом. Одно крыло - любовь к красоте (Университетская набережная с Академией Художеств), второе крыло - интерес к военным секретам противника (Английская набережная со зданием "35 военного городка" [7]). И памятником ему в год 90-летия я воспринимаю временную переправу (мост-дублёр) от Джакомо Кваренги к Жану Батисту Мишелю Валлен-Деламоту и Александру Кокоринову (кудряво сказал).
Но вернусь к приказу N 147 человека с симпатичной мне фамилией Колобашкин. Там русским языком велено Детской Художественной школе Дзержинского района начать учебный год осенью 1963г. в помещении восьмилетней школы N 201 (Гродненский переулок, д. 8/10), а новоиспечённый директор (матёрый штабист) уже в январе 1964г. зазывает учеников в дом N 4 по Гродненскому переулку. Это что ж, спросите вы, он хочет выселить оттуда Генерального консула в Санкт-Петербурге, страшно подумать, Соединённых Штатов Америки? Не пугайтесь: тогда в так называемом особняке Н.Н.Ермолинского размещались группы продлённого дня восьмилетней школы N 201, где директорствовала Тамара Ивановна Семёнова.
С января по май 1964 года я занимался вечерами три раза в неделю в учебной группе N 13 ДХШ Дзержинского района в доме N 4 по Гродненскому переулку.

А.М.Тишкин-гончар
Особняк Н.Н.Ермолинского
Документы, написанные А.М.Тишкиным (архив Н.А.Федотова).
А.М.Тишкин гончар. Особняк Н.Н.Ермолинского в Гродненском переулке.

Дом этот представляет из себя двухэтажный (не считая цокольный этаж) особняк, построенный в 1899 году (в формах эклектики) по проекту военного инженера Н.А.Архангельского для поручика лейб- гвардии Семёновского полка Николая Николаевича Ермолинского [8]. Любопытно, что соседний особняк (дом 6) принадлежал издателю газеты "Гражданин" князю В.П.Мещерскому (1839-1914), пользовавшемуся огромным влиянием при дворе; внуку Н.М.Карамзина.
Одновременно со мной в бывшем особняке Н.Н.Ермолинского учились в других группах мои теперешние коллеги - зодчие С.В.Громов, В.Е.Полищук, учился (под фамилией Тишкин) нынешний график-дизайнер Д.А.Бюргановский [9].
Курьёзно, что ДХШ Дзержинского района пребывала в доме N 4, а её документация по-прежнему носила на себе штампы с адресом: Гродненский, 8/10. Но ведь, если вы откроете военкоматовское личное дело [10] А.М.Тишкина, то прочтёте, что директором ДХШ он стал в сентябре 1964, что не соответствует упомянутому приказу N 147 и, уж поверьте мне, не соответствует действительности. Примеры "ляпов" в документации частенько можно найти.
А вот с августа 1964 года и по настоящее время школа действительно размещена в доме А.В.Левашовой (Пашковой). Наб.р.Фонтанки,18.

ДХШ N1. Фотография, 2006 г. Л.Левая,"Моя школа"
Н.А.Федотов, фотография ДХШ N1, 2006г. Л.Левая,"Моя школа",хол.батик, 2003г.

В этом здании я проучился с сентября 1964 до июня 1969 года, когда в числе других 90 выпускников ДХШ получил в качестве свидетельства о начальном художественном образовании невзрачный лист писчей бумаги, озаглавленный "Характеристика на ученика...", подписанный к моему сожалению не А.М.Тишкиным, а завучем М.С.Бернштамом и потому содержавший комический "ляп", что я, мол, поступил в ДХШ 25 ноября 1963года. Впрочем, нынешний профессор гуверовского института (США) М.С.Бернштам (на которого даже Вадим Валерианович Кожинов ссылался) виноват тут меньше, чем мы со скульптором З.А.Антонычевой, произвольно вписавшие дату в никчёмную, как казалось, бумажку. Художникам во все времена было не к лицу уподобляться "архивным крысам", что-то там выискивать и уточнять. И мы были выше этого!

Характеристика Н.Федотова. 1969г. Грамота. 1970г.
Характеристика Н.Федотова. 1969г. Грамота Н.Федотову. 1970г.

"Вольнослушателем" я заявлялся в ДХШ даже в январе 1970 года, и директор Р.А.Курбангалиева, отдаю ей должное, меня не прогоняла.
Назову ещё несколько именитых, на мой взгляд, учеников-тишкинцев: архитекторов В.Зенкевича, Н.Ромашкина-Тиманова, скульпторов С.Алипова, Г.Миронова, художников К.Бадмаеву, Г.Бушуеву (Емелину), И.Самолина, дизайнеров В.Куракова, Т.Мухину, В.Федотова. На Сергее Алипове, одном из авторов памятника А.Нобелю в Санкт-Петербурге и авторе статуэток (А.Ахматовой в том числе), вручаемых лауреатам Царскосельской премии, чуть задержусь. Поскольку он единственный из моих однокашников-тишкинцев по окончании ЛИЖСА им. И.Е.Репина некоторое время преподавал скульптуру в нашей ДХШ, побывав (как отчасти и я) курбангалиевцем, за что я "наградил" его моим акростихом в 1996 году:

Авангардистов нынче многовато,
Лавина их выходит на дорогу.
И ты меж них шустрил в шестидесятых,
Потом одумался, и слава Богу.
О Микеланджело ты нам поведал,
Внимал тебе сам Анатоль Маркьяныч Тишкин!
"Уж ты тот Микеланджело и есть",-
Сказал бы нынче Д.А.Пригов вдохновенный.

Большинство моих однокашников, имея какое-никакое представление об А.М.Тишкине, вероятно, ощущали некую тайну "четвёртого двора", если продолжать "притягивать за уши" А.Ахматову. Хотя события происходили у нас под носом, было нам от 12 до 17 лет, и я бы в то время не взялся объяснять: зачем надо было уволить 52-летнего отца-основателя ДХШ, вполне успешного директора, предприимчивого организатора и смелого экспериментатора, коммуниста и фронтовика.
Для описания тогдашних событий пригодилось бы сочное перо ахматоведа от газеты "Смена" В.Рекшана [11]. Да где же взять. Бытиё вторило ахматовским строчкам:

И била жизнь во все колокола...
А бешеная кровь меня к тебе вела
Суждённой всем, единственной дорогой.

Объективно:
Работавшая в ДХШ с 22.05.1966 г. секретарём-машинисткой [12] студентка журфака ЛГУ им. А.А.Жданова Н.П.Т. (ровестница старшей дочери директора ДХШ) в свои 27 лет 30.08.1968г. вторично вышла замуж [10] и получила фамилию... Тишкина.
20-летний студент ЛВХПУ им. В.И.Мухиной Дмитрий Анатольевич Тишкин сделался Бюргановским (по фамилии матери).
50-летняя учительница химии Татьяна Владимировна Бюргановская имела трёх детей, пребывавших в возрасте 20, 22, 27 лет.
В художественной школе что-то проверяли... Выявили неудовлетворительное качество экспериментальной учебной программы, обнаружили упущения в сфере учёта материальных ценностей, отметили низкую дисциплину, - порекомендовали усилить и укрепить...[13]
Ячейка КПСС, в которой состоял А.М.Тишкин, вдруг вспомнила некоторые подробности его биографии: 1-е исключение из Комсомола (1935г.- школьный дисциплинарный проступок), 2-е исключение из Комсомола (1943г.- потеря комсомольского билета [капитаном-разведчиком, награждённым орденом "Красной звезды"]) [10]. Взвесила таинственные сигналы общественности, что А.М.Т., мол, иногда позволял себе класть руку на плечико своим ученицам,.. и приняла РЕШЕНИЕ.
Основанием для увольнения в 1969 году директора Тишкина явилось, по словам директора Курбангалиевой, отсутствие у А.М.Т. высшего образования. Святая правда!
Что дальше? Окрылённый любовью, непоседливый А.М.Т. искал применения своему общественному темпераменту. Примкнул к детской изостудии скульптора И.И.Павлова (1936-2001), став подчинённым своего бывшего подчинённого, а в 1972г. прибился к школе-интернату N 60, где директорствовала коммунист, бывшая фронтовичка-сталинградка (поговаривали, что и "смершевка") Л.И.Молчанова (1924-2004).
Судя по тому, что Л.И.Молчанова, знавшая необходимые в её деле сведения, допустила в 1972 году А.М.Т. до работы с детьми, а после его смерти в 1976 году назвала созданную им в помещении интерната детскую изостудию именем "Тишкина А.М.", факт "морального разложения" экс-директора ДХШ Дзержинского района Ленинграда не подтвердился. Но положение А.М.Тишкина в интернате у Л.И.Молчановой было незавидным: он не числился ни в каких документах, не получал зарплату, лишь имел за свои труды кабинет-спальню на первом этаже с окном во двор.
Что-то не заладилось и с молодой женой.
Когда он (фактически "бомж") умер, родные дети подхоронили урну с его прахом в могилу его тёщи на Красненьком кладбище, но до настоящего времени не сочли нужным дополнить надгробие надписью с его фамилией.

Памятник А.Ахматовой "4-й двор" детсада "Мирт". "4-й двор" ДХШ N1.
Памятник А.Ахматовой
(ск. Г.Додонова, арх. В.Реппо).
"4-й двор" детсада "Мирт". "4-й двор" ДХШ N1.

Представляется символичным, что вслед за незаметным 90-летием А.М.Тишкина в Санкт-Петербурге открылся памятник А.Ахматовой работы скульптора Г.В.Додоновой. Галина Васильевна Додонова [14] не лепит кого попало, и Тишкин в её творчестве составляет компанию А.Пушкину, А.Ахматовой, В.Татлину... Додоновский скульптурный портрет А.М.Тишкина ныне существует в двух экземплярах: терракотовом (у автора) и гипсовом - в "ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ имени Тишкина А.М." в школе-интернате N 60 Санкт-Петербурга.
А что же "ТИШКИНА ХУДОЖКА"... в глубине, так сказать, четвёртого двора?
Известное дело: "Под деревом плясала детвора..."

Я там был,
Виски с абсентом пил,
Светлые, как стекло.
По ботфортам текло,
А в рот не попало.
Всякое в жизни бывало.
(Николай Глазков)

Ссылочные документы

[1] - Недошивин В.М. Прогулки по Серебряному веку: Дома и судьбы. - СПб.: Издательский Дом "Литера", 2005.Стр.50.
[2] - Н.Федотов.
Основатель художественной школы А.М.Тишкин.
[3] - ЦГАЛИ СПБ, фонд 105, опись 2, дело 353, листы 28-33.
[4] - ЦГАЛИ СПБ, фонд 105, опись 1, дело 1491, лист 80.
[5] - ЦГАЛИ СПБ, фонд 105, опись 2, дело 305, лист 140.
[6] - С.В.Зайцев. История создания здания разведывательного управления (35 военный городок). В сборнике "История создания, развития и деятельности штаба войск гвардии и Петербургского-Петроградского-Ленинградского военного округа в обеспечении безопасности России: Материалы военно-исторической конференции, 21 марта 2002 г., Санкт-Петербург", Санкт-Петербург:, Нестор, 2002.Стр.149.
[7] - То же.Стр.147.
[8] - Историческая застройка Санкт-Петербурга, перечень вновь выявленных объектов, справочник. АльтСОФТ, СПб, 2001.
[9] - Архив культуры СПб, фонд 89, опись1, дело 17, лист 132.
[10] - Архив Военного комиссариата Центрального района СПб. Личное дело полковника А.М.Тишкина (Арх. N 3714)
[11] - В.Рекшан. Что же наша старушка хотела? Смена, 14.12.2001г.
[12] - Архив культуры СПб, фонд 89, опись1, дело 12, лист 66.
[13] - ЦГАЛИ СПБ, фонд 105, опись 2, дело 304, листы 193; 194.
[14] - Н.Галкина. DODO. Нева, 7, 2006, стр.10.

P.S. В журнале "История Петербурга" N6 за 2007 г. опубликована "доинтернетская" версия воспоминаний Н.Федотова о ДХШ N1.
P.P.S. 17.6.2011 г. случайно обнаружил, что отныне А.М.Тишкин "легализован" на Красненьком кладбище. Респект, анкор респект!

Схема расположения могилы А.М.Тишкина Надгробие Бюргановских и Тишкина
Схема расположения могилы А.М.Тишкина Надгробие Бюргановских и Тишкина


Поминанье А.М.Тишкина в 30-летие смерти (15.9.2006)


© Николай Федотов. Май 2007г.(Январь 2012г.)
Москволенинград

fomafert@yandex.ru



Hosted by uCoz