Главная • Искусство МЛ • Состав раздела

Памяти Виталия Куракова (3.4.1950-29.4.2009)


Нас всех по пальцам перечесть,
но по перстам! Друзья, откуда
мне выпала такая честь
быть среди вас? Но долго ль буду?

На всякий случай: будь здоров
любой из вас! На всякий случай,
из перепавших мне даров
друзья мои, вы - наилучший!

Прощайте, милые. Своя
на всё печаль во мне. Вечерний
сижу один. Не с вами я.
Дай Бог вам длинных виночерпий!

Аронзон Л.
Стихотворения / Сост. Вл. Эрль.-
Ленинградский комитет литераторов, 1990. (стр. 50)



Виталий Кураков. 2008г.
Если входить на кладбище "Памяти жертв 9 января" с проспекта Александровской фермы по Главной аллее в пору, когда на деревьях мало листьев, с левой стороны (уч.55) вскоре увидите бронзовую абстрактную скульптуру работы К.Симуна - надгробие поэту Л.Аронзону (1939-1970), а минут через пять ходьбы можно оказаться возле могилы художника Виталия Петровича Куракова (1950-2009) на участке 58. Уж не знаю, как Виталий относился к Аронзону, но К.Симуна почитал (по крайней мере до того, как они совместно потрудились над памятником Андрею Хаустову в Комарове). Для меня Симун и Аронзон - камертон к разговору о В.Куракове.
С Виталием Кураковым мы познакомились в сентябре 1965 года, когда оказались в группе С-38 (скульптурной) Детской Художественной школы Дзержинского района г. Ленинграда.
До этого каждый из нас уже проучился в ДХШ больше года, оба мы начинали ещё в Гродненском переулке, д.4 (особняке Н.Ермолинского), но в разных группах, не "пересекаясь" друг с другом. Виталий был человек открытый, компанейский, а я не сразу понял, что он старше меня "аж" на 1,5 года. И вместе (на Фонтанке, 18) мы проучились недолго, что-то около одного учебного года... У каждого из нас были свои трудности: мне приходилось далеко ездить от дома и поздно возвращаться в свою Новую Деревню; он, наоборот, жил недалеко от "художки" (на Ковенском, 2), но имел большие проблемы в общеобразовательной школе, которые смог решить только путём перехода в вечернюю "школу рабочей молодёжи".

В.Кураков. Михайловский сад, акварель. 1966г.
В.Кураков. Михайловский сад, акварель. 1966г.

В ДХШ, мы изучали искусство лепки и композиции под руководством выпускника ЛВХПУ Андрея Ивановича Хаустова и искусство рисунка под началом А.Д.Хрящевского (тоже, вроде бы, скульптора). Хаустов, как учитель, мне запомнился лучше своего компаньона. Виталий проявлял большое рвение к искусству и быстро сошёлся с Хаустовым да и Хрящевским. Помню, Андрей Иванович подарил Виталию набор фигурных стамесок, каких я и в жизни до тех пор не видывал.
В творческом горении с Виталием соперничал у нас, пожалуй, Сергей Алипов. Однако, Андрей Иванович Хаустов всех нас учил с большой самоотдачей! Ученики его любили, уважали. Но продолжалось его преподавание недолго: едва ли больше полугода. Потом пошла преподавательская "чехарда", то есть, быстрая и частая замена одних на других. Виталий, твёрдо решивший стать художником, общался с Хаустовым в его мастерской и пришёл под его воздействием к убеждению, что серьёзную подготовку к поступлению в ЛВХПУ можно получить только в СХШ. Так что к началу 1967 года Виталий, кажется, распрощался с тишкинской ДХШ. Примерно в то же время так поступила и Галина Харина, а через год тем же путём отправился и С.Алипов. Разница заключалась только в том, что Виталий, вкусив "вольнослушателем" науки СХШ, поступил в ЛВХПУ, а Харина и Алипов (тоже ученики А.Хаустова) поступили после СХШ в ЛИЖСА им. И.Е.Репина. (У Галины Хариной впоследствии училась живописи дочь Виталия - Надя).

Учащиеся Тишкинской ДХШ на летней практике в Михайловском саду. 1966г.
Учащиеся Тишкинской ДХШ на летней практике в Михайловском саду. 1966г.

1 ряд: Д.Крейцер, С.Моденов, Н.Федотов, С.Алипов.
2 ряд: Л.Перевозчиков, А.Шагалова, Н.Кашицкая, В.Кураков, неизвестная, Р.Маркова, неизвестная, Т.Кравченко.

Может быть потому, что Виталий был жителем центра Ленинграда - "центровым", а не периферийным, как я, он как-то тесно был знаком со многими учениками тишкинской ДХШ, про многих знал какие-то подробности, и долгие годы после "художки" не упускал однокашников из поля зрения, чем не раз меня удивлял.
Вернувшись из армии, летом 1972 года я повстречал Виталия в "Мухе", где он учился по специальности художник-модельер. Благодаря его дружеской поддержке, я смог принять участие во вступительных экзаменах на отделение скульптуры. Мне не было суждено стать студентом ЛВХПУ, но предоставился шанс понаблюдать жизнь этого вуза изнутри, - я устроился работать там препаратором мастерских живописи и скульптуры. Этими мастерскими тогда руководил Эдуард Осипович Войткевич - опальный художник-формалист. Мой "фарт" на учителей-формалистов впоследствии продлился знакомством с легендарным Лазарем Марковичем Хидекелем...
Начиная с августа 1972 г., я получил возможность, чуть ли не ежедневно, общаться в ЛВХПУ с Виталием. (Тогда же обнаружилось, что в "Мухе" достаточно моих знакомцев-тишкинцев: Д.Каминкер, Г.Миронов, Т.Мухина, В.Федотов. Почему-то там же оказались экзотические, для меня, персонажи - сосед по двору И.Бондаренко и замкомвзвода из моей "учебки" В.Рыбалов, за которыми я прежде не замечал тяги к декоративному искусству).
В мои служебные обязанности в ЛВХПУ входило поддержание порядка в мастерских "общей скульптуры", располагавшихся в галерее к западу от "молодёжного зала", на верхнем этаже (с видом на Спас на Крови и Марсово Поле). В своё свободное время, после работы я мог там лепить, что хотел, и Виталий пару раз приводил своих знакомых студенток, чтобы за 3-4 сеанса выполнить из глины их портрет и одновременно подарить мне такую же возможность. Так у меня родился недурный портрет Галины Кильпе. (Уже передав это "тёплое место" Боре Людыно, я изваял там своего однокурсника, впоследствии известного зодчего - Николая Ромашкина-Тиманова).

Виталий Кураков. 1987г.
В годы своего студенчества Виталий "подхалтуривал" шитьём супермодных тогда расклёшенных брюк. Лично мне он пошил "на халяву" и чёрные, и белые. Потом я приводил к нему и более выгодных клиентов.
Помнится, в то время мы в разговорах не касались каких-либо мировоззренческих или творческих вопросов, всё шло легко и непринуждённо. По А.Хаустову Виталий ещё "не фанател".
Однако, как мне показалось тогда, портреты Виталий лепил уже без энтузиазма и куража, вероятно, чтобы только поддержать меня, а сам уже был погружён в дипломный проект, до защиты которого оставалось 3-4 месяца. Диплом он, кстати, защитил прекрасно, и мой будущий профессор и декан зодчий Б.В.Муравьёв, выступавший на защите в роли председателя ГЭК, рассыпался в похвалах Виталию. Было это, дай Бог памяти, в июне 1973 года. Виталий стал художником-модельером.

Через месяц я сдавал вступительные экзамены в ЛВХПУ на отделение архитектурно-декоративной пластики (третий раз в жизни) и установил личный рекорд: две двойки из трёх возможных, после чего с чистой совестью поступил на архитектурный факультет ЛИСИ, обогатив тамошнюю палитру "студентов-старичков".
За время моего студенчества (1973-79) Виталием была инициирована одна памятная мне акция: мы должны были с Виталием собраться у С.Алипова в тишкинской ДХШ, где Сергей тогда преподавал лепку, потом двинуть в кабак. Но что-то "не срослось", мы с Алиповым долго ждали Виталия, потом где-то пили, что-то выясняли в общаге ЛИЖСА, Алипов вдохновенно укладывал спать каких-то бухих ваятелей, а я рванул восвояси. Виталий как-то вообще не проявился (дотелефонная эпоха).
В начале 1980-х от своей тёщи я узнал, что Виталий Петрович Кураков являлся важной фигурой в системе их трикотажных ателье. Скоро оттуда стали доходить до меня его приветы.
В конце 1987 года я случайно забрёл в Союз художников на Герцена, 38 и посмотрел большую выставку А.Хаустова. Многие работы были помечены "собрание В.Куракова". Я позвонил, встретились. Виталий дал мне каталог, плакат и запоздалый пригласительный билет выставки, позвал на обсужденье 29.12.87г. Выставка тогда была как-то странно разорвана: сколько-то недель в октябре 1987 (малый зал), потом перерыв для другой выставки (не убиралась только большая гипсовая модель надгробия А.С.Даргомыжскому), потом возобновление выставки Хаустова до Нового 1988 года.

Модели художника В.Куракова для молодёжи. 1987г.
Модели художника В.Куракова для молодёжи. 1987г.

На обсуждении из знакомых мне деятелей, кроме Виталия, были: Д.Каминкер, Е.Ковтун, К.Симун, Л.Сморгон. Пылко выступала неизвестная мне богемная дама. Примерно половина собравшихся была мне незнакома. События, предшествовавшие суициду А.Хаустова, были оглашены с высокой степенью политкорректности (типа несчастный случай, виноватых нет).
30.12.87г. мы вдвоём с Виталием сидели в его комнате на Ковенском, 2 и пили красное сухое вино за уходящий 1987 год. В тот вечер Виталий изложил мне свои идеи по сохранению хаустовских гипсов, которые предполагал все перевести в бронзу. Ещё Виталий сказал, что имеет посмертную гипсовую маску Андрея Ивановича и гипсовую модель кисти правой руки. Но мне их показать не может, так как сам боится смотреть и запрятал далеко. Виталий подарил мне несколько чёрно-белых фотографий хаустовских работ и рекламное издание Ленинградодежды "Наши новые модели" выпуск 2 за 1987 год, где в суровом полиграфическом исполнении были представлены не только работы Виталия, но и его семилетняя дочь Надя в роли манекенщицы.
Незадолго до той встречи я переехал жить в район озера Долгое (в новый дом, без телефона), потом у меня родилась дочь, было не до тусовок. Виталий тоже перемещался, связь потерялась. Лишь весной 1996 года на выставке Сергея Алипова в музее Достоевского я узнал новый телефон мастерской В.Куракова.

Т.Короткова, В.Кураков и Н.Федотов в мастерской В.Куракова. 2008г. Г.Ковенчук. Плакат выставки А.Хаустова. 1987г.

В июне 1996, опять-таки нечаянно, я набрёл в Русском музее на выставку А.Хаустова. На лбу каждой скульптуры были только мне видимые буквы: "В.Кураков". Я стал звонить ему настойчивей и дозвонился. Однако, встретиться нам удалось только 1.8.96 на открытии в ГРМ выставки Т.Глебовой и В.Стерлигова. После вернисажа мы отметили событие в мастерской Виталия на проспекте Луначарского.
Следующая наша встреча в этой мастерской была в апреле 2000 года на 50-летии В.Куракова. Я, по обыкновению, подчёркивал роль юбиляра в сохранении памяти об Андрее Ивановиче Хаустове, на что незнакомый мне гость даже как-то взревновал (видно, тоже имел какие-то заслуги перед Хаустовым). Виталий тогда обещал мне показать видеозапись телепередачи, где Е.Ф.Ковтун рассказывал про А.Хаустова.

Модели В.Куракова. 1987г. Надя в белом. 1987г.

Осенью 2003 года я сподобился взять у Виталия эту видеокассету и скопировать для себя. Ещё я, полушутя, попросил его дать мне рекомендацию для поступления в Союз художников (секцию ДПИ), сообщив ему, что уже участвовал в пяти союзовских выставках. Он пообещал дать, заявил, что надо действовать наверняка, но "наверняка" не получилось, - получился урок высокой требовательности и ответственности художника...
В феврале 2008 неожиданно напечатали мои воспоминания о тишкинской ДХШ, которые я послал в журнал "История Петербурга" в начале 2006 года. Там была главка про А.Хаустова, которой я решил поделиться с Виталием, считая его одним из главных судей по данной теме. В апреле я привёз и подарил ему журнал. Посидели, пообщались, Виталий сказал, что недавно встречал Хрящевского! На прощание обменялись "сердечными" намерениями: я дожидался своей очереди на операцию, а Виталий говорил, что на подобное предложение врачей он ответил твёрдым отказом.
Через небольшое время мы случайно столкнулись в Союзе художников и он повёл меня в секцию ДПИ, где как раз была выставка живописи и фотографий его дочери Надежды. Там-то я и сделал его последний (для меня) фотоснимок. И ещё раз спросил его про свою писанину о Хаустове, не коробит ли она его. Он милостиво ответил, что не со всем согласен, однако, запрещать инакомыслие не в его правилах.
Спустя год, 2 мая я, прооперированный, прощался с умершим от инфаркта В.Кураковым в Преображенском соборе района, с которым и я сблизился через Тишкина и Штиглица. Тишкинскую школу на отпевании Виталия представлял, кажется, только я один.

А.Хаустов. Автопортрет. 1978г. А.Хаустов в мастерской. Конец 1960-х.


Виталий Кураков. 1987г.

Считаю, что Виталием Петровичем Кураковым проделана бесценная работа по сохранению результатов художественного творчества Андрея Ивановича Хаустова. Судя по всему, Виталий воспринимал это как Миссию! Отпустив бороду, он и внешне стал весьма походить на автопортрет Андрея Ивановича.
Успешный художник-модельер, Виталий приятельствовал даже с Пако Рабаном. Эту сторону его деятельности лучше меня знают и опишут когда-нибудь его коллеги, может быть, его дочь Надежда.
Мне кажется, что фотографию А.Хаустова в мастерской (с фигуркой С.Есенина, 1960-е), ставшую основой для последующих обработок (например, для плаката Г.Ковенчука), сделал В.Кураков. Фон на плакате, по свидетельству Виталия, был задуман красным, но "сверху" разрешили лишь политкорректный - зелёный!

Н.Федотов. Март 2010г.
Москволенинград

fomafert@yandex.ru

неНарод


Hosted by uCoz