Семь встреч с художником Л.Г.Симахиным
Главная • Искусство МЛ • Состав раздела

Семь встреч с художником Л.Г.Симахиным

"Пиши о главном", – говорят.
Пишу о главном.
Пишу который год подряд
О снеге плавном.

О жёлтых окнах наших сёл,
О следе санном,
Считая так, что это всё –
О самом-самом.

Пишу о близких, дорогих
Вечерней темью,
Не почитая судьбы их
За мелкотемье.

Иду тропинкою своей
По всей планете.
И где больней, там и главней
Всего на свете.

Дмитриев Николай Фёдорович
Оклик: Стихи.-
М.: Современник, 1987. (Стр. 33)

Художник А.И.Перевышко. Портрет крестьянина (Л.Симахин), х.м.  65х51, 1992 г.

Л.Г.Симахин, 2003 г.


Предисловие

      Много ли я знаю о художнике-педагоге Леониде Гавриловиче Симахине (1943-2012) и что нового смогу поведать "городу и миру"? За восемь лет знакомства - всего семь встреч да десяток телефонных разговоров.
      С другой стороны - шесть его этюдов, подаренных мне, и полтора часа видео (где он говорит об искусстве и воспитании школьников), подаренные мной ему, и худо-бедно оцифрованные мной гибнущие стеновые панно кисти Леонида Симахина в школе-интернате N60 (евро-понимаешь-ремонт), не говоря уж о многочисленных пейзажах и натюрмортах, размеры которых в большинстве случаев соответствовали излюбленному (50х35см), или лучше сказать стандартному, размеру картона, приобретаемого Л.Симахиным в лавке художника на "россиянскую" зарплату школьного учителя.
     Приведу две самоцитаты:
      (1) - "случайно увидел [в библиотеке - Ленинский проспект, 92, Петербург] выставку незнакомого до той поры живописца Леонида Гавриловича Симахина, который волшебным образом оказался соратником и преемником А.М.Тишкина по изостудии в школе-интернате N 60. Л.Г.Симахин рассказал мне о последних годах человека, круто повлиявшего на мою судьбу."
      (2) - "осенью 2003г. я познакомился с живописцем Леонидом Гавриловичем Симахиным, руководителем "Детской изостудии им. Тишкина А.М.", размещающейся в школе-интернате №60 по адресу: ул. Лётчика Пилютова , дом 11, корп.2. Не без опаски раскрываю читателю это "подполье". Именно там, в керамической мастерской на первом этаже, хранится портрет работы Додоновой и там стоит большая электропечь для обжига керамики, спроектированная и построенная с личным участием А.М.Тишкина. И там же сохранён кувшин и керамический пласт его работы, а в рисовальном классе на втором этаже висит акварель формата чуть меньше А4, выполненная в 1971г. Анатолием Маркиановичем, изображающая летний пейзаж с зелёными кустами, синим небом и белым облаком."

      Не прошло и десяти лет с начала моего знакомства с художником-педагогом Леонидом Симахиным, - уж нет ни его, ни изостудии им.Тишкина, ни керамической мастерской в школе-интернате №60 г.Санкт-Петербурга. Однако, лучшим картинам Л.Г.Симахина, я верю, суждена ещё жизнь.

Л.Г.Симахин. Первый снег, к.м. , 2008 г.

      Вот Михайловский (Инженерный) замок кисти Л.Симахина. Подарен мне автором в одну из последних встреч и, как всегда на выбор из многих-многих... Вид из-за речки Мойки, от Марсова поля. Одно из моих любимейших зданий (на него и по сей день смотрят окна моей ДХШ). Будучи учениками тишкинской художки, я с приятелем забрались по строительным лесам на колокольню дворцовой (за́мковой) церкви и любовались окрестностями, пока не были замечены с серёдки двора, где тогда ещё не восседал бронзовый император Павел I, бабулей-охранницей в чёрной "вохровской" шинели с зелёными петлицами и спущены с небес её (охранницы) воинственными криками.
      В своё время мне было интересно узнать от Симахина о его дружеских отношениях с одним из экстравагантнейших петербургских художников, "рыцарем михайловского замка" (по выраженью Н.Благодатова) живописцем Вячеславом Пакулиным (1950-2000г.), с которым и мне разик посчастливилось пообщаться. Оказалось, что Леонид Гаврилович одно время [середина 1970-х] жил неподалёку [ул.Разъезжая] от В.Пакулина [ул.Колокольная] и ходил с ним на этюды в Летний сад [и студию ИЗО ДК пищевиков к В.П.Борисенкову]. Говорил, что Пакулин работал значительно быстрее, что создавало, естественно, неудобства. Тем не менее, Симахин его любил и заявлял мне, что первая персональная выставка Вячеслава Пакулина была организована под патронажем Л.Симахина именно в школе-интернате N60. Леонид Гаврилович устроил встречу школьников с мэтром, предварительно проинструктировав последнего, как педагогически-правильно вести себя с детьми, и мэтр не подкачал. Л.Симахин с энтузиазмом пересказывал мне, что именно говорил ученикам В.Пакулин. Что-то в меру парадоксальное, но я забыл.
      Зато я отлично помню, что рыцарь замка задолго до того говорил мне, когда мы в декабре 1998 г. случайно пересеклись у Виктора Лаврова в галерее "Невограф" на Невском проспекте. Пакулин в тот раз выложил перед Лавровым штук семь этюдов замка с порфировой вазой правее оси колокольни (вид из Летнего сада). Это были ДВП-шные прямоугольники ∼ 20х10см. Коричневатые зимние сумеречные пейзажи маслом, почти неотличимые друг от друга. Цена им была названа автором в 30 тыс. рублей. Галерейщик, похоже, хотел увильнуть от приобретения замка, но худогу позарез требовались деньги. В те времена властями осуществлялась неторопливая деноминация россиянской валюты: обрезались последние три нуля. То есть с января 1999 года "старая" тысяча рублей становилась "новым" рублём. Таким образом, 30 "старых" тысяч тогда были не бог знает чем (даже я мог себе позволить, но не позволил, о чём жалею). Лавров решился-таки приобрести один замок впрок и неожиданно обратился ко мне, которого видел в первый раз, чтобы я посоветовал, какой этюд выбрать. Тут-то мне и пришлось задуматься, какая в них разница. К счастью, я эту разницу выявил: подпись "Пакулин" имелась в нижних углах то там, то сям и была то красная, то синяя, а половину вещей украшали две подписи: и красная, и синяя. Я осмелился спросить мэтра, который был старше меня от силы на год, зачем две подписи на малюсенькой картине? В.Пакулин раздумчиво произнёс:"Я решил, что так правильно."
      "Вот этот,"- указал я Лаврову на этюд с двумя подписями. Галерейщик подумал ещё.., моему выбору предпочёл-таки свой и передал художнику дензнаки. Из вестибюля редакции "Невы" мы вышли с Пакулиным вдвоём. Стояла оттепель, но ушанка художника была завязана на подбородке. Уяснив, что я зодчий, он рассуждал о живописи, как бы сам с собой: "Ну, был я недавно в Париже, смотрел, как там пишут, - так себе, ничего хорошего!" Вскоре мы разошлись вполне довольные друг другом.

Л.Г.Симахин. Канал Грибоедова, к.м. , 2002 г.

      Предыстория моего знакомства с Л.Г.Симахиным такова. Я уже лет восемь, по мере своих возможностей, исследовал вопрос, из чего возникла так называемая Тишкинская художественная школа, в которой мне суждено было почувствовать собственную причастность к изобразительному искусству. И кто такой был этот загадочный полковник, почему-то решивший, что может раздавать звания художников. Самая короткая дорога к этому знанию - через сына директора ДХШ, Дмитрия Анатольевича - была наглухо закрыта. Всё, что я знал (от таких же, как я, полузнаек): А.М.Тишкин в последние свои годы учил детей керамике в "интернате (или детдоме) в Сосновой поляне", где зачем-то имелся его скульптурный портрет работы Г.В.Додоновой.
      По приглашению Татьяны Николаевны Ладыгиной, фотохудожницы, дочери знаменитого тамбовского поэта-палиндромиста Николая Ладыгина, мой отец, Александр Фёдорович Федотов, как уроженец тамбовщины, приехал в библиотеку на Ленинском проспекте, 92 поддержать свою землячку на её фотовыставке, посвящённой тамбовскому краю. Это происходило 4.11.2003 г. Моему отцу было без малого 76 лет, а я (пятидесяти двух лет) был в "эскорте".
      В гостевом зальчике библиотеки висели пейзажи маслом (формата приблизительно А2) Петербурга и окрестностей. Автор - неизвестный тогда мне Леонид Симахин. Марина Васильевна Яцук, методист по выставкам, пояснила, что работы продаются, что средняя цена порядка тысячи рублей, что автор преподаёт в школе-интернате в Сосновой поляне. Не скажу, что мне сразу понравилась живопись Симахина, но слова "школа-интернат в Сосновой поляне" для меня были из разряда ключевых. Адрес интерната Марина Васильевна не помнила, но знала, что там есть керамическая мастерская и какая-то особенная печь для обжига. Я почувствовал: "горячо", и попросил узнать, слышал ли Симахин о Тишкине. В тот же вечер М.В. позвонила мне домой и сообщила, что Симахин (интернат №60) знаком с Тишкиным, и дала мне домашний телефон Симахина. Дальнейшие шаги по сближению с живописцем Леонидом Гавриловичем Симахиным я уже осуществлял, что называется, под запись.

Встреча первая    (сб. 8.11.2003 г.)

Л.Г.Симахин в керамической мастерской, 2003 г.

      Было так: 4.11.2003 г. в 22.30 я позвонил домой Л.Г.Симахину. Сразу взял трубку сам Л.Г.С. и в ответ на первый мой вопрос назвал адрес школы-интерната №60: ул.Лётчика Пилютова, 11, к.2. На второй вопрос, цел ли портрет А.М.Тишкина работы Г.В.Додоновой, отвечал, что пока он здесь работает, портрет будет цел. Далее мы договорились о встрече у него в интернате во вторник 11.11.2003 г. в 15 часов.
      Так как встреча значила для меня очень много, а улицу Пилютова я не знал вовсе, то решил в выходной день, субботу 8.11.2003 г., ввиду солнечного, по-весеннему тёплого дня, провести "рекогносцировку". Около 13 часов я вошёл в метро "Пионерская" и (дабы не терять драгоценное время в рабочий вторник 11.11.03) делал хронометраж: 15 мин. до "Техноложки" - пересадка - 15 мин. до "Проспекта Ветеранов" - выход наверх - 17 мин. =маршрутка 184 (до университета МВД). Около 15 часов я подходил к П-образному в плане зданию школы со стороны двора. Главный вход был с противоположной, южной стороны, пришлось обходить боковой, восточный корпус, обращённый к улице Пилютова. Наблюдал следы ремонта и "свежие" оконные стеклопакеты. Свернув к главному фасаду, освещённому солнцем, увидел распахнутое окно первого этажа, сквозь которое была видна керамическая мастерская. А на одном из столов я заметил известный мне гипсовый портрет А.М.Тишкина. Я остолбенел, или "встал в пень", как кто-то из героев писателя П.Паламарчука. Тем временем в открытом окне показался человек, напомнивший мне русского живописца Василия Сурикова. Взглянул на меня и скрылся. Вскоре показался снова. Я спросил: "Вы Леонид Гаврилович?" -"Да". Я представился и объяснил, почему оказался возле школы до назначенного срока. Симахин резонно заметил, что раз уж пришёл, то поговорим, и повелел идти к вестибюлю на другом конце главного фасада. Там он меня встретил и провёл в керамическую мастерскую, состоявшую из двух комнат - большой и малой. В большой располагались гончарные круги, стеллажи, столы, муфельные печи, станок для печати гравюр, а в малой - столики и шкаф. Видимо, это была его персональная "резиденция", здесь и началась наша беседа. Я ещё раз напомнил, кем являюсь и что хотел бы узнать.
      Симахин стал рассказывать. Заметный дефект правого глаза приучил его поварачиваться к собеседнику несколько боком, к чему мне предстояло ещё привыкнуть... Мне нравилась его манера говорить - просто и откровенно. Кое-что я сразу записывал в книжку - тогда он любезно замедлял речь. Из рассказа следовало: Л.Г.С. работал в интернате с 1968 года, преподавал труд, рисование, черчение. У школы-интерната №60 было прежде много шефов: Союз художников, ЛОМО, завод "Победа", Кировский завод... В 1971 году в интернат пришёл на общественных началах А.М.Тишкин и вёл вечернюю изостудию, создал керамическую мастерскую. Мастерскую оборудовали шефы-заводчане и "мухинцы"-керамисты. Притом, в 1972 году была спроектирована Тишкиным индивидуальная электрическая печь для обжига керамики с камерой порядка 600х600х600мм. Заводчане изготовили её под началом автора проекта. В середине 1970-х А.М.Т. поселился в интернате на первом этаже в комнате с площадью 11 кв.м, с окнами во двор. Директором интерната в те годы была Лидия Ивановна Молчанова (в 2003 г. она - социальный педагог, а директор - Людмила Васильевна Сёмина).
      В стенгазетной юбилейной статье к 30-летию изостудии (2002 г.) сказано, что студия создана А.М.Тишкиным в 1972 г., а после его смерти с 1976 г. возглавляется Л.Г.Симахиным. Все статьи в показанных мне стенгазетах были написаны рукой Л.Г.Симахина курсивно, без графических потуг. А вывеска на двери керамической мастерской, гласящая: "ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТУДИЯ им. ТИШКИНА А.М.", напоминала работы "художников чистого сердца". Через два года я был сконфужен, узнав , что всегда неправильно писал отчество Тишкина, а именно: Маркьянович вместо Маркианович. Но успокоился, припомнив, что Симахин ошибался в точности как я.
      На мой вопрос, кто постановил дать имя изостудии, Л.Г.С. ответил:"пионерская организация" (?!) На вопрос, есть ли в интернате досье или хоть какие документы А.М.Т., Симахин отвечал, что Тишкин работал без документального оформления, что позднее подтвердила Л.И.Молчанова.
      Приблизительно в 1973-74 г. Тишкин и Симахин провели большую однодневную выставку детских работ в Доме учителя в рамках Всесоюзного совещания воспитателей детских домов и школ-интернатов. Мне были показаны чёрно-белые фотографии с мероприятия.


Памяти Тишкина А.М.

В 1972 г. по инициативе Тишкина Анатолия Маркьяновича
при поддержке администрации школы-интерната №60 и
Союза художников г. Ленинграда была создана и открыта
детская художественная студия керамики. В студии
учащиеся занимались лепкой, знакомились с азами
изобразительного искусства, рисовали, писали
красками, занимались гончарным ремеслом.
Учащиеся школы-интерната с удовольствием
посещали занятия. В 1973 г. школу-интернат №60 посетила
большая группа педагогов из Японии с
директором детского художественного института
Синсако-Де-Тада. Учащиеся школы-интерната №60
подарили свои работы, гости подарили краски и
кисти для работы студии.
Студию при школе-интернате №60 посещали:
Народный художник скульптор Аникушин М.К.,
Народный художник Загонек, театральный
художник Смирнов М., керамист Непримерова Д.,
скульптор-педагог Павлов И., педагог-художник Бартенева М.,
скульптор Додонова Г.В. и мн. др.
Учащиеся студии приняли участие в
городской выставке во дворце Юсупова.
В 1973 г. они участвовали в международной
выставке в Чехословакии в г. Яблонец.
В 1976 г. после смерти Тишкина А.М.
администрация школы-интерната №60 доверила
вести студию Симахину Л.Г.
В сентябре 2002 г. исполнилось 30 лет
Детской художественной студии им. Тишкина А.М.

Учитель Изо Симахин Л.Г.
2002 г.


Л.Г.Симахин в рисовальном классе. 2003 г.


      Симахин коротко изложил мне, что знал о родственниках Анатолия Маркиановича Тишкина, о его болезни и смерти. Из выпускников интерната времён А.М.Тишкина Л.Г.Симахин выделял талантливого и рано ушедшего из жизни Эдика Дёмина (∼1960-2000), который не только хорошо рисовал и лепил, но и писал стихи, рассказы, пьесы. Дёмин был один из четырёх учеников, простившихся с Тишкиным в крематории. По словам Симахина, Тишкин в последние свои дни очень сомневался в результатах своей педагогической деятельности, доходил до отчаянья, порывался уехать куда-нибудь в село, создать там изостудию и учить детей...
      Сам Леонид Гаврилович, когда это рассказывал, выглядел уверенным в себе, демонстрировал недавнюю стенгазету, где содержалась информация о его поездке в США в январе 2002 года. Я даже думаю, что это была вершина его карьеры учителя рисования! Его ученица-тинейджер, которую он к моему удивлению называл не иначе, как Александра Сергеевна Васильева, победила в международном конкурсе детских рисунков о спорте, посвящённых Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Симахину было поручено сопровождать ребёнка в США за дипломом и премией, кажется, в 500$. Девочку называли по отчеству только для того, чтоб отличить от её ровестницы - тоже Саши Васильевой. Будучи в Америке, Симахин написал несколько пейзажей гор с шапками из снега.
      Как я понял со слов Симахина, он окончил художественно-графический факультет красноярского пединститута. И, скажу своё мнение, получил там хорошие навыки живописца и графика. Я видел, думаю, до сотни его произведений, включая керамику и скульптуру, - среди них были очень привлекательные. В общем-то он придерживался академического направления, но изредка позволял себе умеренные вольности в виде некоторой театрализации. (Позднее, из документов Союза художников я вычитал, что Симахин в 1970-73 гг. посещал вечерние рисовальные классы в институте им.И.Е.Репина и изостудию художника В.П.Борисенкова в ДК Пищевиков).
      Симахин обратил моё внимание на сравнительно большой холст (холсты он использовал в молодые годы, потом пришёл к картону), где была изображена человеческая фигура на фоне травы. Холст висел почти над тишкинской суперпечью. Леонид Гаврилович объявил эту траву страшным грехом своей молодости и модернистским завихрением. По-моему та трава была лиловой, но он её называл как-то иначе, чуть ли не жёлтой. По мне, так делай траву любого цвета, если понимаешь гармонию, соотношения, контекст...
      Л.Г.С. рассказал, как устроил в начале 1970-х одну из первых своих выставок в ДК, конечно же, Пищевиков и пригласил на неё А.М.Тишкина, тот его поддержал, похвалил. Через какое-то время Симахин, якобы, поспорил с А.М.Т. на бутылку коньяка, что в ближайшую кампанию будет принят в молодёжную секцию ЛОСХа. Коньяк он выиграл, но членский билет Союза художников, благодаря "огненной воде" вскоре был утерян. Членство было восстановлено через четверть века путём "первородного" вступления. Мне Л.Г.С. сказал, что для вторичного вступления собрал три необходимых рекомендации за один день (от двух старых живописцев и одного молодого "архитектора"). Список вступивших в секцию живописи СХ СПб см. в газете"Художник Петербурга" №9 (2002).
      В школе-интернате Л.Г.С. в тот день мне показал: керамическую мастерскую, столовую со своими натюрмортами, выставку работ учеников в рекреации, класс рисования с гипсами и акварелью А.М.Тишкина на втором этаже, дверь комнаты, в которой жил А.М.Т. и кувшины его работы. Я сделал немало снимков аналоговыми камерами "Зенит" и "Samsung".
      Поскольку встреча была внеплановой, мне не довелось увидеть фотографии А.М.Т с учениками, которые Л.Г.С. надеялся найти впоследствии. Встреча, намеченная на 11.11.2003 г. по обоюдному согласию была отменена. Пребывание в школе длилось два часа (14.30-16.30). Из школы мы выходили вместе с Л.Г.С. В вестибюле какой-то бывший ученик обратился к художнику с просьбой одолжить 50 рублей. Тот одним движением выгреб всю мелочь из своего кармана и отдал просителю, сказав, что больше не имеет. Парень не выглядел вымогателем, но сумму, никак не превышавшую 10 рублей, принял без энтузиазма. Я слегка подивился отзывчивости учителя. Дошли до трамвайной остановки на Петергофском шоссе и разъехались по своим маршрутам, пообещав вскоре встретиться для просмотра мной тишкинских фотографий.


Вывеска на двери керамической мастерской, 2003 г.     Мемориальная доска лётчику П.А.Пилютову, СПб.



Л.Г.Симахин. Пушкин-лицеист, шамот, ∼ 2003 г.      Л.Г.Симахин. Портрет Ф.М.Достоевского в библиотеке № 10.      "Персональная" мастерская Л.Г.Симахина в интернате № 60.

Л.Г.Симахин. Рисунки обнажённой фигуры.      Л.Г.Симахин. Портрет Петра Великого      Вид из окна класса рисования.

Л.Г.Симахин. Георгины.      Л.Г.Симахин. Исаакиевский собор.      Л.Г.Симахин. Подсолнух и яблоки.


Встреча вторая    (ср. 10.12.2003 г.)

      В 15 часов прибыл в интернат №60 и беседовал с Леонидом Гавриловичем Симахиным до 18:30 час. Снимал видео аналоговой камерой Sony (чуть более часа), а фотоснимок сделал всего один - Л.Г.С. с бывшей директрисой Лидией Ивановной Молчановой в учительской. Молчанова сказала мне, что не знает, где родился А.М.Тишкин, чем занимался до войны, но слышала, что воевал он в "диверсионной разведке и исползал на пузе все ленинградские и волховские болота..." Сама Молчанова воевала на сталинградском фронте. Л.Г.Симахин, м.б. в шутку, назвал её в глаза "старая смершевка". После наедине со мной он добавил, что Лидия Ивановна была отмечена орденом Ленина, Почёта и др. государственными наградами, но притом была женщина простая, любила застолья и компании.
      По ходу дела Л.Г. вспомнил, что Анатолий Маркианович показывал ему книгу о блокаде Ленинграда, где есть упоминание с указанием его должности, звания и выполняемой задачи... (мне в это не очень-то поверилось). Симахин считал, что в его архиве есть хорошие фотографии рук Тишкина, занятых гончарной работой, обещал разыскать их для показа мне. Об Анатолии Маркиановиче говорил, что всегда уважал его за знания, эрудицию, активность. Несколько смущало его, что Тишкин почти не рисовал для себя, но у педагогов, мол, такое бывает.
      Про обстановку в школе-интернате говорил, что, к сожалению, новая директриса увлечена перманентным ремонтом, что Молчанова больше внимания уделяла гуманитарным дисциплинам. Про себя Леонид Гаврилович сообщил немного: родом из Красноярского края, старший ребёнок в семье (всего было шесть детей, к 2003 году оставалось трое,). Жена по профессии филолог.
      Много лет спустя я узнал подробности из Симахинского досье в секции живописи СХ, где было написано дословно: "... родился в ф.Полигус Красноярского края". Пришлось мне дознаваться, кто такой Фёдор Фёдорович Полигус (Полигузов), что такое фактории, тунгусы, эвенки и где громыхнул тунгусский метеорит. Сообщу лишь главное: посёлок Полигус ("фактория", с населением ∼ 300 чел.), где родился 29.6.1943 г. Леонид Симахин, расположен в современной Эвенкии на берегу реки Подкаменная Тунгуска. В ста километрах выше по реке расположен посёлок Байкит (∼ 4000 чел.), где будущий художник-педагог в 1951-61 гг. учился в средней школе. (Если продлить на карте отрезок Полигус-Байкит на 300 км за Байкит, то получим как раз место падения Тунгусского метеорита). Сегодня я почти убеждён, что в Симахине было нечто тунгусское.
      На момент нашей беседы у художника была развёрнута выставка в институте повышения квалификации учителей - около 15 работ - отчёт о поездке в Солт-Лейк-Сити (США). Он даже предполагал отксерить для меня цветную афишу выставки, но не сложилось. Перед моим уходом Л.Г. вручил мне заготовленную пустую видеокассету Е-180 для записи моего материала.

Л.Г.Симахин с Л.И.Молчановой в учительской. 2003 г.

Л.Г.Симахин. Натюрморт со сластями. ∼ 2000 г.         Л.Г.Симахин. Натюрморт с раскрытым окном. ∼ 2000 г.


Встреча третья    (ср. 26.12.2003 г.)

      С 16 до 17 часов был в интернате №60. Вручил Леониду Гавриловичу Симахину видеокассету с записью его выступлений передо мной в прошлую встречу (продолжительность фильма 45 минут). Там был среди прочего запечатлён его рассказ о том, как некие американцы "инспектировали" школу, воспитавшую победительницу организованного ими конкурса детских рисунков, посвящённых зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Симахин показал визитёрам свою замечательную перегородку, разделявшую учебную (гончарную) комнату и подсобную - живописную мастерскую учителя. С "гончарной" стороны перегородка всегда была завешена многочисленными, одинакового размера (35х50 см) этюдами Л.Г.С. Американские гости с удовольствием разглядывали работы, потом стали высказывать желанье что-нибудь купить. Автор был не против. Но торговец он был аховый! Представьте, он запросил за первый этюд 5$. У пришельцев загорелись глаза, они стали заказывать с выставки-перегородки следующую и следующую работу. Тогда мастер очнулся и назначил 10$, - это не остановило - 20$, - поздно, всё разобрано: "как корова языком слизнула", - рассказывал мне художник.
      Никогда в жизни не собирался я приобретать картин, но тут возникло искушение: 5$ - это ведь смешно, когда письмо приличное... Я высказал желание что-нибудь купить, ориентируясь именно на эту цену. Мастер в дополненье к "перегородочным" выложил ещё столько же на пол: городские и пригородные пейзажи, букеты цветов. Я решил выбирать только из питерских пейзажей и вскоре остановился на трёх. Один изображал р.Мойку, а два - "канаву" (канал Грибоедова). Тогда художник, помнится, изрёк: "У Вас хороший вкус!", - вероятно риторический приём - и взял по минимуму...
      Этюды были написаны на очень тонком картоне или очень толстой бумаге. На них не было ни названий, ни подписи - ничего. Я попросил Симахина подписать работы. Он написал простенькие названия "На Мойке", "Канал Грибоедова" (шариковой ручкой на обороте). Потом достал красный фломастер и поставил на лицевой стороне в правых нижних углах "С 02", "С 03", "С 03". Помнится, и Пакулин красную подпись помещал в правый нижний угол, а синюю - в левый. Далее Симахин опять вернулся к изнанке работ и на двух из трёх написал поздравленье с наступающим 2004 годом.
      Но этого ему показалось мало: он достал рукодельную грубоватую керамическую чашку, покрытую охристой глазурью и вручил мне со словами, что первоначально хотел подарить керамическую же мерку-стопку для соли, якобы, облегчающую процесс засолки огурцов, но не успел к моему приходу её обжечь.
      Таким образом, художник-педагог Л.Г.Симахин владел и гончарным искусством, но в какой мере, - предстоит установить следующим поколеньям. Что же касается скульптурных портретов, выполненных Л.Г.С., то я видел их четыре: вышеупомянутый А.С.Пушкин, "комсомолка" (шамот, глазурь), "эфиоп" и учитель труда школы-интерната № 60 Владимир Константинович Голованов (терракотта). Наиболее "выставочный" вид имела, я считаю "комсомолка", захваченная мной в кадр вместе с маками (живопись) и кувшином (керамика), созданными рукой Л.Г.Симахина.

Л.Г.Симахин. На Мойке, к.м. , 2003 г.    Л.Г.Симахин. Канал Грибоедова, к.м. , 2003 г.    Л.Г.Симахин. Канал Грибоедова, к.м. , 2002 г.
Три масляных картины Л.Г.Симахина - первая за 52 года жизни закупка живописи Н.А.Федотовым

Подпись Л.Г.Симахина на пейзаже с р.Мойкой. 2003 г.   Автограф Л.Г.Симахина на пейзаже с "Канавой". 2002 г.

Л.Г.Симахин. Подсолнухи, х.м. , 2002 г.    Л.Г.Симахин. Комсомолка, маки, кувшин , 2002 г.    Л.Г.Симахин и портрет А.М.Тишкина работы Г.В.Додоновой.

      По ходу нашего обмена мнениями о живописи выяснилось, что Симахин неплохо знал таких разных художников, как Станислав Семёнович Молодых (1942-2003) и Вячеслав Вячеславович Пакулин (1950-2000). А на мои расспросы про книгу, отражающую военные дела А.М.Тишкина, художник смог припомнить, что была она толстая, страниц на пятьсот, в переплёте красного цвета и, как он считал, была приурочена к 30-летию снятия блокады Ленинграда. Сейчас я уверен, что Л.Г.Симахин рассказывал о книге "История Ордена Ленина Ленинградского военного округа" (первое издание - Москва, 1974 г.).



Встреча четвёртая    (ср. 24.4.2004 г.)

      В 13 часов приехали к интернату № 60 с женой Е.А.Федотовой и сестрой Е.А.Борисовой. Я, по просьбе Леонида Гавриловича, собирался снять "вторую серию" видеофильма. (Л.Г. считал, что фильм получился не о Тишкине, а о Симахине, - поэтому следовало показать ещё третий этаж школы со всеми симахинскими стеновыми росписями).
      У главного фасада школы я извлёк видеокамеру и начал на ходу снимать своих спутниц. Поблизости "субботничали" дети - убирали территорию под предводительством учительницы, которая строго спросила: "Кто такие к нам пришли?" Я узнал Лидию Ивановну Молчанову и напомнил ей о нашем знакомстве, завёл разговор о Тишкине. Л.И. смягчилась, на просьбу сказать несколько слов для видео подозвала своих учеников, чтобы сняться вместе, но очень коротко, будто для фото,... и работать, работать.
      Мы трое прошли в здание к Симахину, вахтёр пропустил под запись. В керамической мастерской также субботничали дети, пришлось переждать некоторое время. Вошли в убранное помещение. Я занялся репродуцированием фотографий, имеющих отношение к Анатолию Маркиановичу Тишкину. Жена Елена Анатольевна тем временем снимала видео. Потом дамы беседовали с Леонидом Гавриловичем Симахиным, он курил. Далее повёл нас на третий этаж школы с целью показать свое панно "Летний сад", чтобы мы засняли. Потом зашли в знакомый мне класс рисунка, где я ещё раз "щёлкнул" акварель А.М.Т.
      Вернулись вниз в керамическую мастерскую. Дамы стали выбирать этюды для приобретения. Моя сестра Елена Александровна предпочла три петербургских пейзажа и букет черёмухи, а жена - букет колокольчиков. Мне были презентованы три чёрно-белых фотографии с детской выставки в Юсуповском дворце 1973 года - ещё Тишкинской поры. Леонид Гаврилович опять дал мне свою видеокассету для записи "второй серии". В 15.30 наша делегация вышла за пределы территории школы-интерната № 60, осмотрела старинное дворцовое здание на углу улиц Пионерстроя и Чекистов и уселась в маршрутку К-184 возле университета МВД.

Л.Г.Симахин. Розы и ромашки, ∼ 2000 г.      Л.Г.Симахин. Сирень, ∼ 2000 г.      Л.Г.Симахин. Красные розы, ∼ 2000 г. Мажорные букеты украшали стены столовой

Л.Г.Симахин. Фантазия "Летний сад". ∼ 2000 г.     Л.Г.Симахин. Мир А.С.Пушкина. 1999 г.    

Е.А.Борисова и Л.Г.Симахин в интернате №60. 2004 г.       Н.А.Федотов и Л.Г.Симахин в интернате №60. 2004 г.

Л.Г.Симахин. Святой Георгий. ∼ 2000 г.       Л.Г.Симахин. Сенатская площадь. ∼ 2003 г.

Л.Г.Симахин. Черёмуха, к.м., 2003 г.     В керамической мастерской у Л.Г.Симахина. 2004 г.       Л.Г.Симахин. Колокольчики, к.м., 2002 г.

      Необходимо сказать несколько слов о симахинских монументальных росписях или стеновых панно. Два самых больших панно были на тему Петербурга - "Летний сад" (на торцевой стене рекреации), и "Сенатская площадь" (в актовом зале). В коридоре, кажется возле лестницы, имелось изображение Святого Георгия высотой в рост человека и приблизительно таких же размеров изображение А.С.Пушкина с ангелоподобной музой и, вероятно, Спасителем - необычный для Л.Г.С. пример сюжетной картины. В оформительских, официозных работах Симахин иногда прибегал к изобразительному "рассказу"; помню сцены из спектаклей в его серии "Театры Петербурга", сюжеты из деятельности Петра Великого (к дате 300-летия СПб).
      Пушкинская тема отражена, помимо живописи, и в симахинской пластике. Он рассказывал мне как мял в руках глину и придавал ей форму человеческой головы, а дети, увидев его работу, вскричали: Пушкин... Ну, Пушкин так Пушкин - решил художник. Мне представляется, что Спаситель, возвышавшийся над Пушкиным в стенной росписи интерната № 60 имел некоторое сходство с Симахиным.
      А, что касается скульптур Летнего сада, изображённых Л.Симахиным, то он с улыбкой говорил мне, что расставил их произвольно, по своему усмотрению. Думается, что при создании таких, я бы сказал, "представительских" или заказных (по службе) работ художник заметно менял манеру письма, переходя в некий обезличенный и суховатый "докомпьютерный фотошоп". Это особенно заметно в стенной росписи на тему Сенатской площади Петербурга.



Встреча пятая    (ср. 22.5.2004 г.)

      Очередную поездку в интернат диктовало обязательство вручить художнику кассету со второй частью видеофильма о нём. Вручил, попросил ещё раз предоставить мне возможность сфотографировать тишкинский пейзаж, поскольку качество моих предыдущих снимков не удовлетворяло. Поднялись в класс рисунка, отомкнул дверь, сфотографировали, разговорились. Я пожаловался, что на минувшей весенней выставке в СХ не видел его работы. Он заявил, что была - Свято-Даниловский монастырь - возле окон на Б.Морскую улицу, старая работа.
      Леонид Гаврилович был явно расстроен. Оказалось, на этой неделе он похоронил свою смершевку-директриссу-коллегу Лидию Ивановну Молчанову (поблизости, в Красном селе). Потом опять свернули на Тишкина, которого, по сведениям Л.Г.С., в самый критический момент травли спас уважаемый живописец по фамилии Смирнов, имевший жену-юриста.
     Заканчивался учебный год, и Симахин должен был отправиться на месячные курсы усовершенствования учителей ИЗО. Он уже предвкушал, как будет писать любимый город, лицо его при этом светлело. Мой визит продолжался полтора часа, до 15.00, после чего я удалился почти на четыре года.

Л.Г.Симахин. На канале Грибоедова, к.м., 2004 г.

Л.Г.Симахин. Кухонный корпус Елагина дворца, к.м., 2003г.

Л.Г.Симахин. На Крестовском острове, х.м., 2009 г.       Л.Г.Симахин. Святой Андрей, ∼ 2000 г.       Л.Г.Симахин. Зимний день, к.м., ∼ 2008 г.

Встреча шестая    (ср. 25.2.2008 г.)

      Почти весна, низкое зимнее солнце, - снег ослепителен. Только что минул День защитника Отечества, а для нас, старичков - Советской Армии. Непосредственный повод встречи - вручить художнику только что вышедший журнал "История Петербурга" (№6, 2007г.), где после двухлетнего "карантина" опубликовали мой мемуар о Тишкинской ДХШ, в котором есть благодарственные слова Л.Г.Симахину. Журнал вручён, перелистан, прочитаны дружественные слова, приступаем к очередной фотосессии. В этот раз у меня аж две цифровых Canon-мыльницы. Фотографирую всё: худога, произведения, интерьеры. Снимаю даже коротенький клип.
      Художник делает ответный жест - раскладывает свои новые картоны - выбирай, дарю! Как всегда, предпочитаю питерские виды, сдвигаю поближе штук пять. Является подобие азарта. А что, говорю, если так сделать:"Один Вы подарите, а один продадите по дружбе, скажем, за тысячу рублей, символически..." Автор согласен. Беру, само-собой, Инженерный замок со стороны Летнего сада и нашу общую любимицу - "канаву" Достоевского. Визит завершён, вместе покидаем школу, доходим до трамвайной остановки, и я решаю поехать несколько объездным для себя путём, зато с художником, чтобы продолжить беседу. Он вдруг лукаво улыбается и говорит, что моя тысяча именно сегодня ему особенно кстати... На остановке возле торгового центра "Юнона" художник выходит и направляется, я полагаю, к дому.

Л.Г.Симахин. Первый снег. Около 2000г.      Л.Г.Симахин. Канал Грибоедова. Около 2000г.
Последние, подаренные мне Леонидом Гавриловичем Симахиным 25 февраля 2008 года, этюды.

Л.Г.Симахин в рекреации интерната №60. 2008г.      Л.Г.Симахин. Канал Грибоедова. Около 2000г.


Встреча седьмая    (ср. 11.3.2008 г.)

      Последняя моя встреча с Леонидом Гавриловичем Симахиным была в символичном для меня месте - СПбГХПА им. Штиглица. ЛВХПУ - Муха - ШтиглЫ - место, где я в течение целого года приобретал драгоценное знание подлинной питерской богемы, служа там "препаратором", т.е. лаборантом и уборщиком (с августа 1972 по август 1973).
      Леонид Гаврилович прибыл на церемонию награждения со своими учениками - лауреатами четвёртого регионального открытого конкурса детского и юношеского творчества Санкт-Петербурга и Ленинградской области "Россия - мой дом, моя жизнь".

Делегация художников интерната №60. 2008 г.

Делегация юных художников из школы-интерната №60: Поповский Александр, Васильева Александра,
Акукина Галина, неизвестная, Бенарович Артём, Симахин Леонид Гаврилович (руководитель).

      На выставке, занимавшей два белых зала в музее художественно-промышленной академии, была представлена не одна сотня детско-юношеских цветных и монохромных картинок. Все произведения были по-своему интересны, но, как всегда, награды доставались лишь тем, на кого указали "жрецы". Среди симахинских питомцев опять блеснула Александра Васильева (вероятно, та самая, недовыяснил). Композиция Александры, изображавшая процесс строительства в традиции советских кинофильмов и технологий ушедшего века, называлась (на взгляд зодчего) не без юмора - "Город вечной красоты".
      Почему я думаю, что это была Васильева, победившая в Солт-Лейк-Сити с картинкой, изображавшей двух конькобежцев? Там и здесь присутствовал характерный "набрызг" клякс-штрихов. А Леонид Гаврилович в своём рисовальном классе на втором этаже интерната показывал мне некую книгу-пособие по обучению детей рисованию, говоря с улыбкой, что вот, мол, иностранный чудак рекомендует начинать обучение художников с выполнения всякого рода клякс и красочных подтёков, что детям это нравится. А вот работа самого младшего симахинского лауреата - девятилетнего Артёма Бенаровича "Мы на прогулке" - была выполнена в более спокойной манере, без фейерверка брызг, лишь с пунктирными синими тенями на розовом снегу.
      В рисовальном классе интерната хранились толстенные большие папки детских цветных и чёрно-белых рисунков, которые Симахин при мне неодократно благоговейно пролистывал, отмечая те или иные достоинства работ. При этом он изредка уточнял, что автор - ребёнок "домашний", т.е. жил в семье, а не в интернате, и тем не менее посещал изостудию, так как кто-нибудь из родителей работал в школе №60.

Плакат выставки 4-го регионального.., 2008 г.    Акукина Г. Мои любимые цветы, гуашь, 2008 г.    Васильева. А. Город вечной красоты, гуашь, 2008 г.

Бенарович А. Мы на прогулке, гуашь , 2008 г.        Зинченко Н. Крылатые качели, гуашь, 2008 г.

Музей СПбГХПА, 2008 г.        Л.Г.Симахин и ученики в музее СПбГХПА, 2008 г.

      Победители конкурса получали дипломы лауреатов и наборы акварельных красок "Санкт-Петербург". В дипломе одного из старших питомцев Симахина было написано: "... награждается Поповский Александр занявший(ая) 1 место в четвертом региональном открытом конкурсе [...] "Россия - мой дом, моя жизнь" с присуждением звания Лауреат
      Председатель жюри конкурса [подпись] /С.А.Паничкин/".

А.Поповский, 2008 г.      В музее СПбГХПА, 2008 г.     В музее СПбГХПА, 2008 г.

      Поздравив Леонида Гавриловича и его питомцев-лауреатов, я раскланялся и поспешил к своему "проектному конвейеру".


Послесловие

      Четыре последних года жизни Л.Г.Симахина мы не виделись, изредка созваниваясь по поводу тех или иных выставок. Я поздравлял его с участием в очередных выставках СХ, которые он почти не пропускал, а он звонил под Новый год или вообще ни о чём. Меня тронуло, что он посетил в декабре 2008 года мою выставку в "его" библиотеке и черкнул добрые слова в книге отзывов.
      О смерти живописца Л.Г.Симахина 7.2.2012 г. я узнал через месяц после события, случайно, лишь благодаря тому, что некрологи в Доме художника висят порой не одну сотню дней. Простенький некролог: компьютерный, формата А4, с портретом, чёрно-белый.
      Прах художника, как знаю теперь, покоится на гатчинском кладбище (улица Солодухина возле платформы Татьянино) [слева от центральной дорожки, метрах в сорока от дальней границы].
      В марте 2013 г. я просмотрел в отделе кадров Союза художников СПб личное дело Леонида Гавриловича. Самое любопытное для меня оказалось вот что:
      1.) в 2001 г. его рекомендовали принять в союз члены секции живописи: Евгения Петровна Антипова (1917-2009), Василий Павлович Борисенков и Павел Борисович Ковалёв;
      2.) Л.Г.Симахин - единственный из моих знакомых, кто был принят единогласно;
      3.) в досье имелись свидетельства вступления 1976 года в молодёжную секцию СХ и среди них шесть чёрно-белых фотографий (∼ 9х12 см) произведений Симахина, которые я привожу ниже. Поскольку фото были не подписаны, я дал им условные наименования, исходя из своего понимания географии сюжетов.


Л.Г.Симахин. 1976 г.

Л.Г.Симахин. 2002 г.
Л.Г.Симахин. Монастырь (до 1976 г.)  Л.Г.Симахин. п.Байкит   Л.Г.Симахин. Ветеран  Л.Г.Симахин. г.Изборск  Л.Г.Симахин. г.Остров   Л.Г.Симахин. г.Псков

      Лучшая, из мне известных, подборка репродукций десяти картин Леонида Гавриловича Симахина была (до 23.3.13 г.) представлена на сайте Арт-галереи на Кустодиева 17: http://gallerykustodieva17.ru/LeonidSimakhin/index.htm. Ниже приведены три симахинских работы из этой выборки. Как певец трамвайной темы, не могу пройти мимо поэтического названия "Заблудившийся трамвай". Как правило, Симахин называл свои работы нейтрально-объективистски, чаще всего географически: "Весна в Приютино", "Зимний день в Бернгардовке" и т.п.. Всеволожск, Приютино, Бернгардовка - это пригороды, почти слившиеся с Петербургом. Товарищ и коллега Симахина имел там домик, откуда художники часто выходили на пленер. Помимо того, что в Приютино располагалась усадьба пушкинского современника А.Н.Оленина, рядом жил в 1950-е годы у своего брата поэт Николай Рубцов. По преданию, возле Бернгардовки был расстрелян в 1921 году поэт Николай Гумилёв. Вероятно, мифология Всеволожска побудила Леонида Гавриловича назвать свою картину по гумилёвскому стихотворенью (или картину окрестили галеристы).

Л.Г.Симахин. Зимний день в Бернгардовке  Л.Г.Симахин. Сирень   Л.Г.Симахин. Заблудившийся трамвай  


      Другие арт-ресурсы, содержавшие (на 30.3.13 г.) репродукции работ художника-педагога Леонида Гавриловича Симахина:
http://art-index.org/objects/authors/show/?OID=yen8attm3gua813k&PAGE=1 ;
http://heraldry.rus.net/viewall.php?id=301 ;
http://lomonosovsalon.ru/?page_id=1615 ;
http://lib10spb.narod.ru/ =77778787 .

Л.Г.Симахин. Старая Ладога. 1997 г.   Л.Г.Симахин. Колокольчики. 1986 г.   Л.Г.Симахин. Весна в Приютино. 2005 г.

Л.Г.Симахин. На Мойке. 2010 г.   Л.Г.Симахин. Измайловский собор. Весна. 1999 г.   Л.Г.Симахин. Канал Грибоедова. 2002 г.

Литература

1 Николай Федотов. Вспоминая Тишкинскую ДХШ 1960-х. Журнал "История Петербурга" N6, 2007.


Н.Федотов. Апрель 2013г.
Москволенинград

fomafert@yandex.ru
Переезд с Narod.Ru