Главная • Искусство МЛ • Состав раздела

К вопросу о "летающем мужике" Н.И.Глазкове

Картина Дейнеки Почтовая марка Рис.Федотова
Нынешнее 75-летие знаменитого кинорежиссёра Андрея Арсеньевича Тарковского (1932-1986) для меня - повод вспомнить моего любимого поэта Николая Глазкова - "Летающего мужика" из фильма "Андрей Рублёв". Надо сказать, что поколение А.Тарковского примечательное - это первые советские "стиляги", известные эстрадные поэты, небезызвестные провинциалы (как Василий Шукшин, Глеб Горбовский, Андрей Хаустов, Геннадий Алексеев...) Кого-то я, наверняка, не вспомнил, роняя ностальгические слёзы на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где я не был никогда.
Ностальгия, если не ошибаюсь, - тоска по родине. Андрей Вознесенский (тоже ведь из стиляг) выдумал "ностальгию по настоящему", исключив непутёвую Родину и оставив лишь "общечеловеческую" тоску, а может испанскую грусть. Андрей Тарковский, я думаю, творил "фирменную" ностальгию задолго до одноимённого кинофильма. А ярчайшие "хоббисты-ностальгисты" живут всё-таки в романе Вадима Шефнера "Лачуга должника", где они уморительно пьют "условную водку". Перенесёмся же мысленно через пропасть, разделяющую условную водку и Летающего поэта-мужика.
Андрея Тарковского я всегда готов похвалить за начальный эпизод из фильма, названного незадумчивыми чиновниками "Андрей Рублёв" (вместо правильного "Страсти по Андрею").
Не знаю уж как режиссёр набрёл на решение пригласить в фильм поэта Николая Глазкова, но вышло превосходно. Почитаемый сыном-режиссёром поэт Арсений Тарковский, вероятно, лучше знал околопоэтическую ситуацию в столице и, вполне возможно, дал сыну некую подсказку, несмотря на то, что эстетика Н.Глазкова далека от эстетики обоих Тарковских.
Можно понять удовлетворение от фильма "Рублёв" тех людей, кто подобно мне любит поэзию Н.Глазкова, а живьём поэта не видели, не слышали его голоса, хотя жили в одно время. Им - волнующие кадры и щадящий монтаж! Первым об этом высказался поэт Риталий Заславский [1; с.188] - друг Глазкова. Действительно здорово! Сами посудите: примерно три минуты идут в начале "Андрея Рублёва" титры, затем около четырёх минут - сюжет с участием Н.Глазкова; дальнейшие три часа - можно не смотреть! Хотя, авторитетный кинокритик М.Туровская сообщит вам, что далее будут ещё восемь притч с участием Р.Быкова, А.Солоницына, Н.Бурляева, Ю.Назарова и мн. др. Не буду спорить с киноведом, а подобно Р.Заславскому, тихонько выйду из кинотеатра доцифровых времён.
Мне не дано оживить страницу видеофайлом, но желающие могут скачать его <здесь> или узнать суть дела из текста.

Н.Глазков в роли Ефима Покров на Нерли
Н.Глазков в роли Ефима А.Вихров.Покровская церковь.
1975. Б., темпера, 40х30.

Не каждому русскому человеку выпало счастье в хорошую летнюю пору эпохи Стабильности неторопливо изучать живьём памятники зодчества владимирской Руси XII века. В середине 1975 года - через 10 лет после съёмок "Рублёва" - учебная группа 2-А-III архитектурного факультета ЛИСИ, где я учился, проходила Ознакомительную практику (две недели во Владимире и две недели в Суздале).
Боголюбовская жемчужина - Покровская церковь на Нерли - нами, студентами-архитекторами, рисовалась, живописалась и фотографировалась со всех сторон. Я выполнил две графических работы с натуры: цветную акварель и сепию (тушь, перо). Погода почему-то сделалась тогда пасмурной, картинки мои вышли серыми. А вот Андрей Вихров повторил поездку в Боголюбово на следующий день и исполнил звонкий солнечный пейзаж с Покровской церковью - лучший из наших тогдашних. И я в тот день не сплоховал: написал миниатюрный пейзаж (executive) с речкой Содышкой на окраине Владимира, наполненный воздухом, солнцем и по привычке хороших картинок затерявшийся на кафедре рисунка ЛИСИ.
Церковь Покрова на Нерли в 1975 году не имела утвари и стояла, распахнув двери на все три стороны от алтаря. Собственно, такой же она показана в кинофильме "Андрей Рублёв" (в начальных кадрах под дымящейся юбочкой аэростата просматривается советско-церковная вывеска, маловероятная в XV веке). Летом 2008 года мне довелось вторично побывать под стенами чудного храма. Бросилась в глаза новинка: пологий купол под барабаном исчез, - вместо него раскрылся низенький четверик (вроде воротника на шее строения). Реставраторы, понятно, скажут, что это фирменный знак владимирской школы зодчества, но уж больно он нехорош при луковичном завершении храма. Даже применительно к моей теме, горе-реставраторы опоздали более, чем на сорок лет в создании поверхности крыши, благоприятной для каскадёрских упражнений поэта Глазкова.
Теперь оценим четырёхминутный юпизод "Летающий мужик", в котором запечатлён Николай Глазков.
Содержание клипа таково. Перед левым углом главного фасада церкви над костерком привязан к земле большой грушевидный мешок-пузырь (протоаэростат), сшитый в "древнерусском" тяп-ляп-стиле из непонятных по выделке и крою полотнищ, перетянутый как попало верёвками.
Возле пузыря-аэростата изображают бурную деятельность два взрослых простоволосых мужика, которым в глубине аккомпанируют два молодых человека в высоких крестьянских шапках. Правый мужик поднимает с жухлой прошлогодней травы грабли и деловито подпирает ими наклонную привязь аэростата (?). Левый мужик веско говорит одному из юношей: "Архип, подай ремешок". Ремешок брошен ему и поднят, и исчез из виду.

Прогрев шара Ефим гребёт На берегу

По экрану справа налево плывёт чёлн. В нём поэт Н.Глазков (в образе Ефима), ряженый в овчинный тулуп и шерстяную шапку-колпак. (Пора весенняя, - половодье, голые деревья, много "водных зеркал", нет ни льда, ни снега.) Поэт загребает одним веслом справа по ходу челнока, не обращая внимания на левую полу своего тулупа, которая рассекает воду за бортом.
Подплывает к церкви, сходит на берег. В руках у него непонятный предмет, похожий одновременно и на воздушного змея, и на лошадиную упряжь, - вероятно, это средневековое кресло воздухоплавателя.
Глазков-Ефим торопится, поэтому его действия лишены смысла. В небольшое помещение церкви, имеющее три распахнутых двери в три стороны, он входит справа, то есть в самой удалённой от аэростата точке (киношная тень предательски пробегает по стене церкви). Подходит к среднему выходу, ближайшему к летательному мешку. В проёме виден силуэт жеребца.
Глазков-Ефим оставляет в этом среднем проёме кресло воздухоплавателя и устремляется к третьей (и последней) - левой двери, через которую он выходит на волю и подходит к воздушному мешку, приготовленному для полёта. (Вероятно, вид жеребца заставил героя сделать загогулину. Про лошадей А.Тарковского смотри М.Туровскую.)
Вернувшись в церковь через левую дверь с мотком верёвки, Глазков-Ефим получает от юного соратника своё кресло именно в той точке, где и оставил его - в проёме средней двери, но перед этим юноша бестолково обнёс кресло вокруг церковной стены (от молодецкого желания чем-нибудь помочь). Глазков-Ефим подхватывает кресло и поспешает на хоры (второй этаж) церкви. Выкрикивает в окно Архипу: "Я сейчас", - и оказывается на крыше церкви, возле барабана (как специалист, вынужден отметить невозможность такого манёвра без киношных ходулей).
К тому времени "мужики" на земле подняли до уровня барабана аэростат, удерживая за верёвки, чтоб Ефим мог на него погрузиться. И тут, как положено в кино, подоспели плохие - представители власти, вероятно княжеской. Они стали отнимать у хороших крестьян верёвки с целью вернуть и "шар", и Ефима на землю. Глазков-Ефим по виду не очень боится погони. Принесённое кресло воздухоплавателя он втискивает в узкий оконный проём барабана церкви и подвешивается к летательному снаряду по-басурмански, криво, абы как. К ужасу властей, Ефим успевает обрезать последнюю верёвку, удерживающую аэростат, и улетает в Боголюбовское небо. Оттуда наблюдает русское приволье, Суздальский Покровский монастырь. Потом возникает аварийная ситуация, происходит снижение аппарата и удар воздухоплавателя о землю (по моей оценке примерно в полусотне метров от точки старта; логично - зачем перевозить киношные ходули с места на место).

Посадка на шар Летю В небе

Разумеется, всё это - гнусные придирки: редкий кинозритель отличит показанный с высоты птичьего полета Суздаль от Боголюбова, а Каменку от Нерли. Для большинства, как сказал поэт Дмитрий Александрович Пригов, "Спартак что, что Динамо". Но весьма вероятен вопрос: что же герой не мог прицепиться к аэростату на земле? Или талантливый самородок (XIV-XV века?) считал своё детище чем-то вроде парашюта? (Хороший парашют-крыло, коли слетал из Боголюбова в Суздаль и обратно!)
А ведь событие происходило... в каком году не указано, но следующая новелла "Скоморох" помечена 1400 (!?) годом.
В Сети можно отыскать разнообразные сведения из истории воздухоплавания. Наиболее достоверным представляется первый полёт на воздушном шаре конструкции Монгольфье 21.11.1783г. в Париже. "Древнерусский" воздухоплавательный миф построен вокруг сказочного персонажа - Никиты Крякутного.
Мне кажется, что "первый русский летун Никитка" был поярче летающего Ефима в интерпретации А.Тарковского. Попробую растолковать, отчего летающий "Ефим-дурак" видится мне, как говаривал Н.Глазков, "Прекрасной ошибкой" режиссёра, за которую следует благодарить!
Нынешний юбилей А.Тарковского не обижен прессой в отличие от 75-летия Н.Глазкова в 1994 году. "Слава - шкура барабана,/ Каждый колоти в неё,/ А история покажет,/ Кто дегенеративнее!"(Н.Глазков).
В примечательной книге "Воспоминания о Николае Глазкове" (Москва, 1989г.), как мне казалось по халатности редакторов, были зафиксированы "чудеса", связанные с начальным эпизодом фильма "Андрей Рублёв". Однако, чудеса продолжились и в новом тысячелетии.
Приведу небольшую таблицу, характеризующую обнародованные свидетельства "глазковолюбов" о Летающем мужике.

Ведомость свидетельств "глазковолюбов" о
Летающем мужике из кинофильма "Андрей Рублёв"

Свидетель Издание Стр. Атрибуты полёта
Место стартаТехническое обеспечение
Е.Сидоров17--
С.Штейн140--
Р.Заславский1188-Воздушный шар
Г.Куницын1264-Воздушный шар
В.Строева1335КолокольняКрылья
В.Бурич1343Колокольня-
С.Поликарпов1352КолокольняКрылья
Д.Паттерсон1365КрышаКрылья
Т.Вульфович1370КолокольняВоздушный шар
В.Цыбин1377--
П.Вегин1390-Воздушный шар
Р.Глазкова1450--
С.Мнацаканян 27КолокольняКрылья
Примечание: 1 - "Воспоминания о Николае Глазкове" (Москва, 1989), 2 - "Литературная газета"N19, 2006г.

Анализ 13 свидетельств показывает, что по параметру "место старта" кривда (колокольня) победила правду (крыша) со счётом 5:1. По параметру "техническое обеспечение" - ничья 4:4. Как зодчий, я констатирую, что "глазковолюбы" первой волны попались на удочку киношников, деформировавших изображение церкви до подобия колокольни. Объяснимо и простительно!
Но зададим себе вопрос: хорош ли зритель, загипнотизированный киноискусством Тарковского до такой степени, что умудрился увидеть басурманскую посадку на протоаэростат с закомар церкви Покрова на Нерли как пафосный полёт на крыльях?
Откуда взялись эти фрейдистские крылья, скажем, у кинорежиссёра В.П.Строевой? Неужто профнепригодность? Нет, никоим образом! Скорее возраст... и волшебная сила искусства Александра Дейнеки! Именно он написал в 1940 году жизнеутверждающее полотно "Никитка - первый русский летун", которое в прошлом веке репродуцировалось очень щедро. Данный Никитка стремительно летел на крыльях с колокольни (приблизительно в 1565году). Наверняка, он же - Никита Крякутной - величаво проплывал в небе на воздушном шаре в 1731году, что нашло отражение в рисунке советской почтовой марки 1956 года.
Однако, несмотря на то, что строгая научная экспертиза "не засчитала" полёт Н.Крякутного, совершённый, якобы, за полвека до братьев Монгольфье; на то, что академик Д.С.Лихачёв утвердил приговор русскому летуну Никитке, - слава Н.Крякутного гремит по всем городам, имеющим сколько-нибудь заметные колокольни. Пускай же гремит и глазковское:"И станут спорить семьсот городов / О месторожденье моём!"


P.S. Впечатление о новом издании Н.Глазкова
("Хихимора". М. 2007)

P.P.S. Дополнительный свет на проблему "шар-крылья" проливает Л.Нехорошев в статье "Духовное откровение" из сборника "Ностальгия по Тарковскому" (сост. Я.Ярополов. М.:Алгоритм, 2007[c.92-94]).

Видеопрезент-2012:


© Н.Федотов. Апрель 2007 / январь 2012 г.
Москволенинград

fomafert@yandex.ru
Рекомендую: → В галерею "Ендова""Зал "Реал""

Hosted by uCoz