К 110-летию Лазаря Марковича Хидекеля
Главная • Архитектура МЛ • Состав раздела

    К 110-летию Лазаря Марковича Хидекеля
Молодёжь и Мастер

Апрель 1979 г., ресторан Дома журналистов на Невском проспекте. Банкет выпускников АФ ЛИСИ.
Александр Тоболин, Владимир Лосев, Лазарь Хидекель.

      Казалось вчера, я обнародовал свои воспоминания о Лазаре Марковиче, а уже минула целая пятилетка, - подступила магическая дата "СХ", которой я не перестаю восхищаться! У меня есть ощущение, что за прошедшую пятилетку даже официоз стал разворачиваться лицом к забытому, казалось, мастеру авангарда.

      Но ведь иначе и быть не могло, поскольку в президенты Санкт- Петербургского Союза архитекторов России выдвинулся Олег Романов – преданный ученик Лазаря Хидекеля и друг его сына, архитектора Марка Лазаревича Хидекеля.

      Что ж, обозрим вклад официоза в хидекелеведение. 10-12 октября 2012 года в рамках празднования 180-летия СПбГАСУ состоялся Международный конгресс (на базе 69-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета). Сайт СПбГАСУ сообщал:

"С приветственным словом выступил и почетный гость Конгресса, художник, архитектор, выпускник ЛИСИ, лицензированный архитектор штата Нью-Йорк Марк Лазаревич Хидекель. "Мне очень приятно выступать сейчас в этих святых для меня стенах, в этом зале, который спроектировал мой отец, – сказал архитектор. – Мы живем в уникальное время. Не важно, где ты живешь – мир открыт для творчества, профессиональной деятельности. И всегда в моей работе мне помогают знания, приобретенные в этом университете, а в условиях жесточайшей конкуренции, образование, полученное в ЛИСИ, помогло мне выстоять и создать много объектов в Соединенных Штатах Америки и других странах. Поэтому я всегда с глубочайшей благодарностью вспоминаю моих учителей!"

      В программе конгресса Марк Хидекель упомянут 4 раза. На пленарном заседании утром 10 октября 2012 г. он с О.С.Романовым был заявлен с сообщением на тему "Роль нашего университета в формировании архитектурного облика Петербурга", а на вечернем заседании – на тему "Л.М.Хидекель – зодчий, художник, педагог ". Увы, на конгрессе я не был, речам не внимал (не пил мёд-пиво), но, верю, что оба доклада прозвучали.


Л.Хидекель, Д.Гольдгор.     Л.Хидекель и коллеги

Л.Хидекель и коллеги-зодчие в ЛОСА. Ноябрь 1979 г. Слева: Л.Хидекель и Д.Гольдгор.

     Прошлый 2013 год также дал пищу хидекелеведам. Вот как написал об этом информационно-аналитический бюллетень "Архитектурный Петербург" N7 (23) 2013:

     : "С 23 по 29 сентября в Петербурге проходил XXII Международный смотр-конкурс дипломных работ архитектурных школ..........

     В залах Архитектурно-строительного университета были выставлены курсовые работы студентов архитектурного факультета и очень интересная ретроспективная выставка работ архитектора Лазаря Хидекеля. Эта выставка была организована по инициативе Олега Романова и Марка Хидекеля..........

     В этом году была присуждена премия Лазаря Хидекеля. Эту премию присуждало международное жюри:
     □ А.В.Боков – президент Союза архитекторов России;
     □ А.Р.Небольсин – президент Общества сохранения российских монументов и ландшафтов;
     □ Рик Белл – исполнительный директор Института американских архитекторов (США);
     □ О.С.Романов - президент Санкт-Петербургского союза архитекторов;
     □ М.Л.Хидекель – председатель Совета Общества Лазаря Хидекеля;
     □ С.В.Семенцов – декан архитектурного факультета СПбГАСУ;
     □ Мартин Биглиарди – почётный член общества Лазаря Хидекеля (Швейцария);
     □ Р.П.Хидекель – президент общества Лазаря Хидекеля;
     □ Ю.А.Девятова – доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ,
        ответственный секретарь жюри."

Т.Попова, Б.Муравьёв, Л.Хидекель

А.Тоболин, Л.Хидекель, Е.Меркурьев
УНОВИС, Витебск, 1922 г.
Банкет АФ ЛИСИ 1979 г.

Апрель 1979 г., ресторан Дома журналистов. Слева вверху: Т.Попова, Б.Муравьёв, Л.Хидекель
Внизу: А.Тоболин, Л.Хидекель, Е.Меркурьев \\ А.Тоболин, В.Лосев, Л.Хидекель.
Справа вверху: группа УНОВИС, Витебск, 1922 г.

     Стоит ли говорить, что после такого роскошного списка жюри в бюллетене "Архитектурный Петербург" N7 (23) 2013 уже не осталось места для самих лауреатов премии Лазаря Хидекеля. Ещё, доложу вам, за прошедшую пятилетку появился телефильм о Лазаре Хидекеле, где ваш покорный слуга добросовестно снялся (в черновом материале) и вещал о своём учителе час с небольшим в честном "неформате". В результате фильм получился без меня даже лучше, - три возраста мэтра сыграли три симпатичных актёра, - меня "улыбнуло" от уха до уха.
     Но я бы хотел сказать о другом, - "о том, что знаю лучше всех на свете". В прошлом эссе я честно признался, что не читал книги С.О.Хан-Магомедова о Лазаре Хидекеле, хотя, вскоре после того признания всё-таки прочёл. Несмотря на то, что Селим Омарович Хан-Магомедов (1928-2011г.) за отчётный период ушёл из жизни, книги его живут и даже размножаются посредством перевода на английский язык.
     Напомню, чем славен С.О.Хан-Магомедов (из Википедии): "…российский искусствовед, исследователь архитектуры русского авангарда и архитектуры народов Дагестана. Заслуженный архитектор Российской Федерации (1992). Заслуженный деятель науки Дагестана. Доктор искусствоведения… "
     Учёный написал более двух десятков книг серии "Творцы авангарда", изданных в 2000-е годы, когда автору было уже за 70 лет. В ту же пору в одном из своих интервью Селим Омарович заявлял, что не пользуется компьютером, а пишет свои книги ручкой-пером-стилом или чем-то вроде... Веско, по-мужски говорил. А "скорострельность" письма при такой технологии да в преклонные годы… откуда?


Книга "Лазарь Хидекель"     Каталоги книжной серии       Книга "Lasar Khidekel"

Слева:переплётная крышка книги "Лазарь Хидекель" и состав серии "Творцы авангарда"
Справа:состав серии "Makers of avant-garde" и переплётная крышка книги "Lasar Khidekel"

     И вот я раскрыл перед собой книгу Хан-Магомедова "Лазарь Хидекель" [1]. До того я уже читал статьи о Лазаре Хидекеле Ю.Яралова, И.Саблина, О.Романова, С.Заварихина (не говоря о том, что многое знал из собственного опыта).
     Первое, что бросалось в глаза – хилый тонкий переплёт и… почти что картонные страницы (от того книга в 130 стр. получила толщину чуть не в палец). Абзацы "авангардистски" даны без просветов (смелей, полиграфисты), отделены друг от друга красными квадратиками ("красные человечки" писателя А.Проханова ♥ М.Гельмана), серыми квадратиками тут же "отбиты" маркеры списков. Зато, книга хорошо иллюстрирована, чего трудно было ожидать от серии подобного класса. Особо ценными показались листки-автографы Лазаря Хидекеля на 26 странице.
     Что до концепции автора, то она оставила противоречивое ощущение. Да, значимость вклада художника-архитектора Л.М.Хидекеля в искусство своего времени автором показана убедительно, но истоки и направленность творчества персонажа уложены С.О.Хан-Магомедовым в какие-то ходульные и, на мой взгляд, забавно "роботизированные" схемы. Вот автор-учёный водит , якобы, по бумаге пером, а появляются то и дело: "выход супрематизма в архитектуру", "от плоскостной супрематической живописи к архитектуре", "передача эстафеты от живописи к архитектуре", "передаточная станция от живописи к архитектуре", "от плоскостного супрематизма к объёмному" и т.п. Мне здесь слышится гуденье старенького компьютерного вентилятора и в памяти встаёт зачин поэмы Семёна Кирсанова: "Здравствуй, Робот, - никельный хобот, (...) радиообод..." и т.д.


Лазарь Хидекель и Евгений Полторацкий, 1979 г.     М.Хидекель, Л.Хидекель, С.Бендер, П.Малиновский

Ноябрь 1979 г. Ленинградский Дом архитектора. Празднование 75-летия Лазаря Марковича Хидекеля.
Слева: Л.М.Хидекель и Е.М.Полторацкий. Справа: М.Л.Хидекель, Л.М.Хидекель, С.Г.Бендер, П.Л.Малиновский

     Пересказать "авангардистскую" идею книги просто: Лазарь Хидекель – коренной супрематист, один из светочей; ... плоскостная живописная система "супрематизм" (К.Малевич) развилась в объёмный супрематизм (Л.Лисицкий), который в свою очередь возвысился в архитектурный супрематизм (Л.Хидекель). Убедительно? Это, смотря, кто "хозяин дискурса", - по мне, так не очень. Спрашивал мнение о книге у своего коллеги-хидекелевца Л.М.Кулибичева. Сошлись на том, что иллюстрации хороши, концепт простоват, текст - плох.

     А вот сегодняшняя "параллель" – профессор В.И. Хрулёв в газете "Литературная Россия" (14.02.2014 г.) рассматривает текст последнего романа Леонида Леонова "Пирамида": " …многочисленные повторы мыслей, выражений, фразеологических оборотов можно объяснить только редакторской небрежностью при чтении рукописи романа или тем, что материал, скомпонованный второпях, вообще не был прочитан. Если бы Л.Леонов знал хотя бы об одном факте повторяющихся мест, он, несомненно, приостановил бы издание рукописи до полного устранения имеющихся просчётов". (А если бы С.Хан-Магомедов?)...


Зодчие-хидекелевцы выпуска 1979 г.

Июль 2013 г. Зодчие-ученики Лазаря Марковича Хидекеля (выпуск 1979 г.): Н.Ромашкин-Тиманов,
Е.Меркурьев, М.Ромашкина-Тиманова (Кандыбко), Е.Судакова (Свешникова), А.Байков.

     Вероятно, ещё при жизни С.Хан-Магомедова стартовала англоязычная версия серии "Творцы авангарда". В 2013 году я, в спешке не разглядев букв на обложке, купил ненужную мне книжку " Lasar Khidekel". Вскоре понял, что схватил "не то", однако, возвращать магазину не стал по двум причинам. Во-первых, англоязычная версия стоила в четыре раза дешевле русскоязычной (торжество патриотизма), во-вторых, захотелось найти пресловутые "десять отличий". Энтузиазма хватило лишь на четыре:
     □ толщина книги уменьшилась за счёт более тонкой бумаги;
     □ в ведомости книг серии прибавилось 7 новых названий (имён персонажей), исправлены годы
        смерти двух "старых" персонажей;
     □ на стр. 37 появилась новая иллюстрация: "UNOVIS.June 1922. Vitebsk".
     □ общее число страниц уменьшилось на две..........

Хидекелевские места Витебска

Н.Федотов. Хидекелевские места в Витебске. Схема расположения

     В заключение, скажу пару слов о своём ощущении супрематизма. Мне он видится как геометрический минимализм, тяготеющий к схематизму. При таком взгляде авангардоведческие построения С.Хан-Магомедова выходят ложными. Супрематизм такого покроя родился вместе с архитектурой и вместе с ней, при случае, умрёт. А вот, что касается живописи "абстрактной", то она, действительно, время от времени будет очаровываться теми или иными "супрематизмами".


     P.S. - 4.3.2014 г. мне посчастливилось участвовать в открытии юбилейной выставки работ Лазаря Хидекеля (принты) в СПб Доме архитектора. На банкете я даже ввернул пару бодрых тостов за Учителя. Итогом мероприятия для меня стал нижеследующий шуточный плакат:

Cross forever

Н.Федотов. Композиция-плакат "Cross forever"



Литература
[1] – Хан-Магомедов С.О. Лазарь Хидекель.- М.: Фонд Русский авангард, 2008.- 132 с., ил.
[2] – Selim O.Khan-Magomedov Lasar Khidekel.: Sergey Gordeev publisher, 2011.
Фильмография (ссылки)
Укрощение таланта. 2011 г.
Витебск-2013


© Н.Федотов. Февраль-март 2014 г.
Москволенинград