Мой любимый писатель (К 95-летию Н.Глазкова) | |
30 января 2014 года мы
отмечаем 95-летие русского советского поэта Николая Глазкова (1919-1979
г.). В связи с этой датой я намерен обсудить текст Н.Глазкова "Мой
любимый писатель". Я совсем не сторонник того, чтобы именовать стихи
"текстами", но в данном конкретном случае употреблю этот термин, чтобы
отметить фрагментарность, отрывочность, недосказанность стиха. Для начала
напомню (сам себе) некоторые свои выступления на окологлазковские
темы: | |
Публичные глазковско-юбилейные акции я начал проводить в Петербурге с 1994 года с периодичностью 5-10 лет. От тех дел сохранились некоторые фотографии, которые размещены ниже. | |
| |
Январь 1994 г.,
библиотека на Богатырском пр., д. 9 - выставка к 75-летию поэта
(стеклянный шкаф, 12 предметов); | |
Октябрь 1994 г., музей
Ф.М.Достоевского в Кузнечном пер., д. 5 - выставка к 15-летию ухода поэта
из жизни (стена, 2 предмета); | |
Январь 1999 г., жилой
дом на ул. Маршала Новикова, д. 8, к. 1 - выставка к 80-летию поэта
(стена, 8 предметов; тумба, 1 предмет); | |
Январь 2009 г.,
библиотека на Ленинском пр., д. 92, к. 1 - выставка к 90-летию поэта
(стеклянный шкаф, 25 предметов; стена, 3 предмета), выставка
сопровождалась выступлением Н.Федотова о творчестве Н.Глазкова.
Одновременно в Сети была выставлена "юбилейная" страница По
глазковским местам | |
Теперь перенесёмся на 75 лет назад, к середине 1939 года, когда из-под пера юного поэта Николая Глазкова вышло сочинение "Мой любимый писатель". Вот как описал это событие профессор литературы Московского государственного педагогического института Алексей Васильевич Терновский (1920-2000) в статье "Что запомнилось" [1] (с. 73-94): "Счастливая судьба свела меня с Колей Глазковым в сентябре 1938 года. Оба мы были приняты на 1 курс факультета русского языка и литературы Московского государственного педагогического института имени Бубнова (с 1940 года – имени В.И.Ленина). И даже оказались в одной группе. ……………………………… Однажды (по всей вероятности, к концу первого курса) весь наш поток собрали в большой аудитории и предложили написать за два часа сочинение на вполне популярную тему – "Мой любимый писатель". То ли грамотность будущих учителей задумали фронтально проверить, то ли наши литературные пристрастия – бог весть. Задание для нормального студента несложное. Ведь можно взять любого писателя, какого лучше знаешь, и представить его как самого что ни на есть любимого. Вот и писали студенты о Гоголе и Маяковском, Чернышевском и Николае Островском. У нас с Колей (мы сели рядом) предварительное решение возникло сразу: будем писать стихами. В благородном азарте я не понимал, что переоценил свои возможности. Два академических часа казались мне поначалу астрономическим сроком. Сказано – сделано. Я тут же решил, что моим любимым писателем будет Николай Глазков и ему я посвящу своё стихотворение. Колин же замысел был мне неведом. Время шло. Я с восхищением и не без зависти поглядывал, как из-под пера моего соседа рождались строфа за строфой. У меня же, кроме высокого замысла, не было пока ничего. И вот - звонок. Для меня – подведение плачевных итогов. Я всё-таки вымучил трёхстрофное стихотворение. Но какое же слабое! Зато ему было предпослано посвящение: "Н.Глазкову". Коля же без видимого труда написал многострофное сочинение страницы на две-три. Не хочется вспоминать всего, что было потом, когда проверили наши работы. Нас вызвали на ковёр в деканат и сильно распекли. Меня-то – за дело, а Колю, по-моему, зря. Из этого своего сочинения он отобрал четыре строфы, и получилось хорошее стихотворение: МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ" [1] (с. 83) ……………………………… Необходимо заметить, что
в 1989 "юбилейном" для Н.Глазкова году вышли сразу две книги-кирпича,
отдающие дань памяти большому художнику слова: [1] и [2]. Стихотворение
"Мой любимый писатель" имеется в обеих книгах, но в разных редакциях.
Назовём их редакциями А.Терновского и Н.Старшино́ва (1924-1998) +
Е.Евтушенко. Сравним две редакции. | |
Мой любимый писатель /А.Терновский/([1] с. 82) Мой любимый писатель еще не рожден, Он еще затерялся в веках. Я учителем сделал его и вождем, Для меня он Юпитер и Вакх. Мой любимый писатель и дьявол и Бог И писатель минувших веков. Он Шекспир, Маяковский, Есенин и Блок, Достоевский, Гомер и Глазков. И другие еще. Но не только они. Он еще и еще и еще. Он волнует, но впятеро больше манит, Как число, потерявшее счет. Мой любимый писатель, учитель и друг, К сожаленью, еще не рожден. Голоснем за него бесконечностью рук И столетья его подождем. | Мой любимый писатель
/Н.Старшино́в+Е.Евтушенко/([2] с. 23) Мой любимый писатель еще не рожден, Он еще затерялся в веках. Я учителем сделал его и вождем, Для меня он Юпитер и Вакх. И другие еще, но не только они. Он – еще, и еще, и еще. Он волнует, но впятеро больше манит, Как число, потерявшее счет. Мой любимый писатель - и дьявол, и бог, И писатель минувших веков. Он Шекспир, Пастернак, Маяковский и Блок, Достоевский, Гомер и Глазков. |
Здесь немало отличий, основное из которых – объём произведения. Мне думается, что вариант А.Терновского всё же лучше, чем вариант Н.Старшино́ва + Е.Евтушенко. (Безотносительно недостатков, свойственных "дополнительному" четвёртому катрену, о которых ниже). Любопытно, что редактор "Word" не приемлет синтаксис обоих вариантов!.. А ведь за ним (синтаксисом) надзирали русский и американский профессора́! Буду разбирать, главным образом, вариант [1]. Первый катрен. =По-юношески ярко, очень хорошо! Претензий не имею… Второй катрен. =Относительно синтаксиса первой строки: меня учили (в 1960-х), что в конструкциях "то и другое, и третье, и четвёртое…" запятые ставятся перед вторым союзом "и" и далее. Есенин вместо Пастернака – лучше, по меньшей мере, в двух аспектах: а) художественном, б) фонетическом (мягкие стыки "Есенина" = …ий-есенин-иблок…; "жёсткие" стыки "Пастернака" =…ир-пастернак-ма…). Третий катрен. =Синтаксис – тож, что второй. "Число, потерявшее счёт"…- не очень! Но может быть отнесено к приёму, родственному"…доской / Скрипят старательно по мелу". [2] (с.36) Наконец, четвёртый катрен. =Да, "пуант" – слабый: "Голоснём за него бесконечностью рук…" Бесконечность рук с медицинской точки зрения для голосования… проблематична… И, тем не менее, как говорил сам Глазков "другу из Поэтограда" Коржавину: "… ты прекрасен, несмотря ни / На какую ерунду!" [2] (с.102) Учтём, что автору было 20 лет, что за 1,5 часа он сочинил целую поэму. Очень бы я хотел видеть её полностью, а посему не самый лучший глазковский катрен мне всё-таки дороже, чем его отсутствие! Итак, предлагаю
собственный итоговый вариант: |