Мой любимый писатель (К 95-летию Н.Глазкова)
Главная • Столбец МЛ • Состав раздела

    Мой любимый писатель (К 95-летию Н.Глазкова)
95 лет Н.Глазкову. Плакат

     30 января 2014 года мы отмечаем 95-летие русского советского поэта Николая Глазкова (1919-1979 г.). В связи с этой датой я намерен обсудить текст Н.Глазкова "Мой любимый писатель". Я совсем не сторонник того, чтобы именовать стихи "текстами", но в данном конкретном случае употреблю этот термин, чтобы отметить фрагментарность, отрывочность, недосказанность стиха. Для начала напомню (сам себе) некоторые свои выступления на окологлазковские темы:
К вопросу о "летающем мужике" Н.И.Глазкове.
"Я подражать НЕ БУДУ* иностранцам..."
Хихимора-2007
Мемориальный знак "Проспект Глазкова"
Анимированный складень "Николай Глазков"
Стихотворение "Куратор"
Поэзар_поэтарх_поэтоград
По глазковским местам нижегородчины
Глазковиана-2010

     Публичные глазковско-юбилейные акции я начал проводить в Петербурге с 1994 года с периодичностью 5-10 лет. От тех дел сохранились некоторые фотографии, которые размещены ниже.


75 лет Н.Глазкову.     75 лет Н.Глазкову

      Январь 1994 г., библиотека на Богатырском пр., д. 9 - выставка к 75-летию поэта (стеклянный шкаф, 12 предметов);


Музей Достоевского     Музей Достоевского       Музей Достоевского

      Октябрь 1994 г., музей Ф.М.Достоевского в Кузнечном пер., д. 5 - выставка к 15-летию ухода поэта из жизни (стена, 2 предмета);


На выставке "К 80-летию Н.Глазкова"     На выставке "К 80-летию Н.Глазкова"       На выставке "К 80-летию Н.Глазкова"

      Январь 1999 г., жилой дом на ул. Маршала Новикова, д. 8, к. 1 - выставка к 80-летию поэта (стена, 8 предметов; тумба, 1 предмет);


Выставка к 90-летию Н.Глазкова     Н.Федотов

      Январь 2009 г., библиотека на Ленинском пр., д. 92, к. 1 - выставка к 90-летию поэта (стеклянный шкаф, 25 предметов; стена, 3 предмета), выставка сопровождалась выступлением Н.Федотова о творчестве Н.Глазкова. Одновременно в Сети была выставлена "юбилейная" страница По глазковским местам


     Теперь перенесёмся на 75 лет назад, к середине 1939 года, когда из-под пера юного поэта Николая Глазкова вышло сочинение "Мой любимый писатель". Вот как описал это событие профессор литературы Московского государственного педагогического института Алексей Васильевич Терновский (1920-2000) в статье "Что запомнилось" [1] (с. 73-94):

     "Счастливая судьба свела меня с Колей Глазковым в сентябре 1938 года. Оба мы были приняты на 1 курс факультета русского языка и литературы Московского государственного педагогического института имени Бубнова (с 1940 года – имени В.И.Ленина). И даже оказались в одной группе.

………………………………

Однажды (по всей вероятности, к концу первого курса) весь наш поток собрали в большой аудитории и предложили написать за два часа сочинение на вполне популярную тему – "Мой любимый писатель". То ли грамотность будущих учителей задумали фронтально проверить, то ли наши литературные пристрастия – бог весть. Задание для нормального студента несложное. Ведь можно взять любого писателя, какого лучше знаешь, и представить его как самого что ни на есть любимого. Вот и писали студенты о Гоголе и Маяковском, Чернышевском и Николае Островском.

     У нас с Колей (мы сели рядом) предварительное решение возникло сразу: будем писать стихами. В благородном азарте я не понимал, что переоценил свои возможности. Два академических часа казались мне поначалу астрономическим сроком. Сказано – сделано. Я тут же решил, что моим любимым писателем будет Николай Глазков и ему я посвящу своё стихотворение. Колин же замысел был мне неведом.

     Время шло. Я с восхищением и не без зависти поглядывал, как из-под пера моего соседа рождались строфа за строфой. У меня же, кроме высокого замысла, не было пока ничего. И вот - звонок. Для меня – подведение плачевных итогов. Я всё-таки вымучил трёхстрофное стихотворение. Но какое же слабое! Зато ему было предпослано посвящение: "Н.Глазкову". Коля же без видимого труда написал многострофное сочинение страницы на две-три.

     Не хочется вспоминать всего, что было потом, когда проверили наши работы. Нас вызвали на ковёр в деканат и сильно распекли. Меня-то – за дело, а Колю, по-моему, зря.

     Из этого своего сочинения он отобрал четыре строфы, и получилось хорошее стихотворение:

     МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ" [1] (с. 83)

………………………………

     Необходимо заметить, что в 1989 "юбилейном" для Н.Глазкова году вышли сразу две книги-кирпича, отдающие дань памяти большому художнику слова: [1] и [2]. Стихотворение "Мой любимый писатель" имеется в обеих книгах, но в разных редакциях. Назовём их редакциями А.Терновского и Н.Старшино́ва (1924-1998) + Е.Евтушенко. Сравним две редакции.


Мой любимый писатель
/А.Терновский/([1] с. 82)

Мой любимый писатель еще не рожден,
Он еще затерялся в веках.
Я учителем сделал его и вождем,
Для меня он Юпитер и Вакх.

Мой любимый писатель и дьявол и Бог
И писатель минувших веков.
Он Шекспир, Маяковский, Есенин и Блок,
Достоевский, Гомер и Глазков.

И другие еще. Но не только они.
Он еще и еще и еще.
Он волнует, но впятеро больше манит,
Как число, потерявшее счет.

Мой любимый писатель, учитель и друг,
К сожаленью, еще не рожден.
Голоснем за него бесконечностью рук
И столетья его подождем.
Мой любимый писатель
/Н.Старшино́в+Е.Евтушенко/([2] с. 23)

Мой любимый писатель еще не рожден,
Он еще затерялся в веках.
Я учителем сделал его и вождем,
Для меня он Юпитер и Вакх.

И другие еще, но не только они.
Он – еще, и еще, и еще.
Он волнует, но впятеро больше манит,
Как число, потерявшее счет.

Мой любимый писатель - и дьявол, и бог,
И писатель минувших веков.
Он Шекспир, Пастернак, Маяковский и Блок,
Достоевский, Гомер и Глазков.


     Здесь немало отличий, основное из которых – объём произведения.

     Мне думается, что вариант А.Терновского всё же лучше, чем вариант Н.Старшино́ва + Е.Евтушенко. (Безотносительно недостатков, свойственных "дополнительному" четвёртому катрену, о которых ниже).

     Любопытно, что редактор "Word" не приемлет синтаксис обоих вариантов!.. А ведь за ним (синтаксисом) надзирали русский и американский профессора́!

     Буду разбирать, главным образом, вариант [1].

     Первый катрен. =По-юношески ярко, очень хорошо! Претензий не имею…

     Второй катрен. =Относительно синтаксиса первой строки: меня учили (в 1960-х), что в конструкциях "то и другое, и третье, и четвёртое…" запятые ставятся перед вторым союзом "и" и далее.

     Есенин вместо Пастернака – лучше, по меньшей мере, в двух аспектах: а) художественном, б) фонетическом (мягкие стыки "Есенина" = …ий-есенин-иблок…; "жёсткие" стыки "Пастернака" =…ир-пастернак-ма…).

     Третий катрен. =Синтаксис – тож, что второй. "Число, потерявшее счёт"…- не очень! Но может быть отнесено к приёму, родственному"…доской / Скрипят старательно по мелу". [2] (с.36)

     Наконец, четвёртый катрен. =Да, "пуант" – слабый: "Голоснём за него бесконечностью рук…" Бесконечность рук с медицинской точки зрения для голосования… проблематична…

     И, тем не менее, как говорил сам Глазков "другу из Поэтограда" Коржавину: "… ты прекрасен, несмотря ни / На какую ерунду!" [2] (с.102) Учтём, что автору было 20 лет, что за 1,5 часа он сочинил целую поэму. Очень бы я хотел видеть её полностью, а посему не самый лучший глазковский катрен мне всё-таки дороже, чем его отсутствие!

     Итак, предлагаю собственный итоговый вариант:


Мой любимый писатель

Мой любимый писатель ещё не рождён,
Он ещё затерялся в веках.
Я учителем сделал его и вождём,
Для меня он Юпитер и Вакх.

Мой любимый писатель - и дьявол, и Бог,
И писатель минувших веков.
Он Шекспир, Маяковский, Есенин и Блок,
Достоевский, Гомер и Глазков.

И другие ещё. Но не только они.
Он ещё и ещё, и ещё.
Он волнует, но впятеро больше манит,
Как число, потерявшее счёт.

Мой любимый писатель, учитель и друг,
К сожаленью, ещё не рождён.
Голоснём за него бесконечностью рук
И столетья его подождём.


Литература
[1] – Воспоминания о Николае Глазкове: сборник,- М.: Советский писатель, 1989,- 528 с.
[2] – Глазков Н.И. Избранное /Сост. и науч. подгот. Текста Н.Старшино́ва и Евг. Евтушенко.- М.:



© Н.Федотов. Январь 2014г.
Москволенинград